16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.98 / ₽ 8198
  • RTS1178.69
18 января 2011, 15:41 Страхование

Страховщики попали

Лента новостей

ФАС уличила в сговоре семь страховых компаний и банк. Они завышали цены на КАСКО «кредитных» автомобилей. Теперь они должны будут заплатить минимум 70 млн рублей штрафа

7 страховых компаний и банк обвиняются в нарушении антимонопольного законодательства при страховании автомобилей. Фото: РИА Новости
7 страховых компаний и банк обвиняются в нарушении антимонопольного законодательства при страховании автомобилей. Фото: РИА Новости

Федеральная антимонопольная служба России уличила в сговоре группу «Компания розничного кредитования» (КРК) и семь крупных страховых компаний, которые участвовали в ценовом сговоре на рынке добровольного страхования автомобилей.

Подозреваемым в нарушении закона о конкуренции грозит рекордный для российского рынка финансовых услуг штраф, размер которого составит минимум 70 млн рублей.

Как установило антимонопольное ведомство, эти компании не только страховали автомобили по цене гораздо выше рыночной, но и взимали с автовладельцев деньги за расторжение договора. В результате сговора пострадали несколько тысяч человек в 15 регионах страны, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Челябинске, Саратове, Новосибирске, Иваново.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров сообщил во вторник, что неделю назад ведомство возбудило административное производство по делу ЗАО «КРК», коммерческого банка КРК, компании «КРК-страхование», а также «АльфаСтрахования», страховой группы МСК, «Росгосстраха», «Адмирала», «Ренессанс страхования» и Русской страховой компании (РСК). По его словам, банк и страховщики согласовывали тарифы на страхование КАСКО автомобилей, которые были куплены на полученные в КРК кредиты.

От КАСКО деваться было некуда

Цена полиса устанавливалась в размере 9,99% от первоначальной стоимости машины на весь период действия договора рассрочки. Эта цена примерно в два раза превышает среднюю по рынку.

«Банк КРК выдавал кредиты на покупку авто, обязывая клиентов страховать ее в определенных компаниях по фиксированному тарифу. Это можно квалифицировать как сговор и нарушение ст. 11 закона о защите конкуренции», — отметил заместитель руководителя ФАС.

Действительно, схема беспроигрышная, потому что при покупке автомобиля в кредит клиент не может отказаться от КАСКО: оформление полной страховки ущерба — обязательный пункт кредитного соглашения.

Мало того, что стоимость страховки была завышена изначально — когда спустя год приходило время ее продлевать, от покупателя снова требовали ту же сумму, как будто с момента продажи стоимость его машины не изменилась. А нарушение условий кредитного и страхового договора (в частности, страхование в другой компании) каралось штрафом в 2 тысячи евро.

Завышенные цены и кабальные условия преследовали единственную цель — повышение прибыли. В качестве доказательства сговора ФАС приводит фрагменты переписки менеджера банка и страховой компании. Ожидается, что расследование может быть завершено в течение одного - двух месяцев.

По расчетам ФАС, львиная доля суммы штрафа придется на страховщиков, при этом меньшими суммами отделаются три страховщика, сообщившие об отказе от неконкурентных соглашений. Заместитель руководителя ведомства уточнил, что первый из них будет наказан наименьшим штрафом. Еще один страховщик, «Русская страховая компания», наказания не понесет, поскольку успела обанкротиться и была лишена лицензии.

В компании «АльфаСтрахование» заявили, что вряд ли будут оспаривать решение ФАС, каким бы оно ни было. В «Росгосстрахе» до вынесения окончательного решения ведомства от комментариев воздерживаются.

Партнер R&P Consulting Михаил Левандовский считает, что в данном случае страховщики использовали «чисто маркетинговый прием». «Можно ли его трактовать как ценовой сговор? ФАС вынесла такое решение, — сказал Левандовский BFM.ru. — С точки зрения кредитно-страхового брокера, которым фактически являлся всегда КРК, это нормально. Потому что клиент, не желающий выбирать услуги данного страхового брокера, теоретически может выбрать другого, на уровне самой страховой организации. КРК отказывала клиентам в выборе условий, что не совсем соответствовало законодательству. Но в то же время клиент не был обязан выбирать именно КРК».

Парадокс российского маркетинга

«Страховщики вынуждены в целях повышения продаж прибегать к широкому спектру маркетинговых приемов. О некоторых из них можно прочитать в учебниках по маркетингу, но при этом они входят в конфликт с российским законодательством. Это касается не только страхования. То, что в учебнике вы прочитаете как допустимый и классический кейс, нашим законодательством будет запрещено. Это парадокс российского маркетинга», — рассказал Левандовский, посоветовав детально изучать договор перед его подписанием, просчитывая все возможные риски.

По оценкам экспертов, на сегодняшний день именно автострахование является главным продуктом, на который делают ставку страховые компании. ОСАГО и КАСКО приносят страховщикам наибольшую долю платежей.

По мнению аналитиков рынка, благодаря увеличению базовых тарифов по ОСАГО в 2012 году этот вид страхования для многих компаний выйдет на первый план. Правда, чрезмерно высокая доля автострахования — от 40% и выше — в общем наборе страховых продуктов компании усиливает риски дестабилизации ее работы. Именно поэтому страховщики готовы идти на нарушение антимонопольного законодательства, пренебрегать законными интересами своих клиентов, лишь бы свести к минимуму страховые выплаты.

По данным Российского союза автостраховщиков, убыточность (соотношение сборов и выплат) по ОСАГО в настоящее время превышает 70%. По КАСКО она еще больше. По мнению экспертов, причины ее роста — устаревшие базовые тарифы, не менявшиеся уже несколько лет, в то время как стоимость услуг автосервисов и запчастей, а также число дорожно-транспортных происшествий растет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию