16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.43 / ₽ 8250
  • RTS1163.50
16 февраля 2011, 17:49 ОбществоПолитика
В фокусе: Запрос дня от Google

Король Бахрейна осыплет недовольных золотом

Лента новостей

Революции в Тунисе и Египте отозвались серьезными беспорядками в двух нефтодобывающих арабских странах, Бахрейне и Ливии

В Бахрейне прошла демонстрация разгневанных женщин. Фото: АР
В Бахрейне прошла демонстрация разгневанных женщин. Фото: АР

Отставка президента Египта Хосни Мубарака вызвала брожение в других арабских странах и Иране. Третий день митингует крошечный Бахрейн, беспорядки возобновились в Тегеране, очередная акция протеста прошла в Йемене. А вот в Ливии полиция разгоняет разгневанных сторонников бессменного лидера революции Муаммара Каддафи. Впрочем, больше беспокойства добавляют и противники (есть в Ливии и такие) отца нации. События на арабском Востоке, в том числе в Бахрейне и Ливии, в среду стали одним из главных новостных запросов в поисковой системе Google.

Беспорядки в столице Бахрейна, Манаме, начались в понедельник, тогда погиб один из митингующих. Во вторник похороны активиста вылились в новую акцию протеста, участники которой схлестнулись с полицией. Погиб еще один человек. В среду ситуация повторилась — в беспорядки переросли похороны погибшего накануне юноши, передает Reuters. Разнообразия в доселе скучную политическую жизнь Манамы внесли и «забитые» арабские женщины — облаченные в черные абайи жительницы Бахрейна устроили собственную демонстрацию с призывами к миру и согласию в стране.

Бахрейн — остров площадью всего 750 квадратных километров, население которого составляет 1,3 миллиона человек. Половина из них — иностранцы, осваивающие нефтяные богатства страны и работающие в качестве обслуживающего персонала (для местных такая работа «не по рангу»). Недовольство в стране зрело давно и корни его стары, как весь арабский мир, — это вечная борьба за власть между суннитами и шиитами. В этой связи вспоминается Ирак во времена правления суннита Саддама Хусейна, видевшего в шиитах врагов и травившего их ядовитыми газами.

11 февраля, как только стало известно об отставке президента Хосни Мубарака, полиция Манамы была переведена на усиленный режим и приготовилась к предотвращению марша в поддержку ставших «свободными» египтян. Одно из главных требований протестующих бахрейнцев — отставка премьер-министра, принца Халифы бен Салмана аль-Халифы, занимающего этот пост с 1971 года. На сына бахрейнского политического долгожителя — короля Хамада бен Ису аль-Халифу — протестующие пока не нападают.

Шииты являются религиозным большинством коренного населения этого маленького королевства, но власть в стране принадлежит суннитам Халифам. Ощутив после революций в Тунисе и Египте прилив сил, бахрейнские шииты стали открыто требовать перераспределения властных полномочий и государственных благ по конфессиональному признаку. Несмотря на ограничения участия этой группы в политической жизни страны, возможности для потрясений у нее имеются. По информации «Аль-Джазиры», крупнейшая оппозиционная партия «Вифак» («Согласие») намерена отказаться от своих мандатов в парламенте. Это будет означать автоматическое прекращение полномочий этого органа и необходимость его переизбрания.

Бахрейнское бурление — опасное явление. Прежде всего, потому, что здесь создается угроза стабильности всех шести аравийских монархий Персидского залива. Больше всего события на соседнем острове должны вызывать тревогу у Саудовской Аравии, где шииты составляют меньшинство и находятся «в загоне», и США. Пятый флот ВМС США расквартирован именно на Бахрейне. Кроме того, Манама является финансовой столицей Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (туда входят Бахрейн, ОАЭ, Катар, Кувейт, Оман и Саудовская Аравия). Ситуацию накаляет и «иранский фактор» — считается, что арабских шиитов традиционно материально и морально поддерживают в Тегеране, на который аравийские принцы глядят с опаской.

«Похоронные» беспорядки, как передает Reuters, уже вызвали обеспокоенность инвесторов — стоимость страховки государственного долга Бахрейна от дефолта (ставка кредитного дефолтного свопа, CDS) в среду выросла до 18-месячного максимума, превысив 6%. Индексы на фондовых биржах Бахрейна и Саудовской Аравии идут вниз.

Власти страны проявили к требованиям протестующих поистине аравийский подход. В условиях жесткой политической иерархии единственное, чем власти могут поделиться с гражданами, — это деньги. Король пообещал подданным единовременную выплату в размере 2,5 тысячи долларов на семью (а живут на Бахрейне и так небедные люди), впоследствии распорядился создать комиссию по расследованию гибели двух участников акции протеста и освободить ряд заключенных, осужденных по политическим статьям.

Умереть за и против Каддафи

Нехорошие для арабских лидеров новости пришли минувшей ночью и из другой ключевой нефтедобывающей страны региона — Ливии, лидером которой с 1969 года является Муаммар Каддафи. На этот раз полыхнуло в городе Бенгази, некоторые жители которого давно имеют претензии к Каддафи, засадившего исламистов и оппозиционеров по тюрьмам либо отправившего их в ссылку за границу. Чашу терпения на этот раз переполнило задержание правозащитника Фатхи Тарбеля, который является адвокатом родственников заключенных из печально известной триполийской тюрьмы «Абу Салим» (в результате беспорядков в 1996 году там были убиты около тысячи заключенных). Ночью недовольная арестом юриста молодежь вышла на улицы громить машины, закидывать полицейских коктейлями Молотова и камнями. «Коррупция — враг Аллаха», — кричали они.

По всей видимости, власти подготовили «подачку» протестующим. По информации Reuters, в среду из тюрьмы освободят 110 членов запрещенной исламистской группировки «Исламское сопротивление».

Утром в среду противников Каддафи сменили его сторонники. Их гнев традиционно был обращен в сторону катарского телеканала «Аль-Джазира», репортажи которого из Туниса и Египта подрывают, по их мнению, ливийскую государственность. Сторонники ливийского лидера заявляют, что готовы умереть за Муаммара Каддафи, противники обещают до последней капли крови бороться за демократию, равенство и повышение уровня жизни.

И если о смене власти в Тунисе мировые СМИ практически уже позабыли, о египетской революции стали писать с меньшим ажиотажем, то ливийская революционная сага только начинается. Как в Египте, немногочисленная оппозиция через Facebook собирает сторонников и сочувствующих на «марш гнева». Именно так назывались первые акции протеста в Египте, вылившиеся в свержение Хосни Мубарака и установление военного правления.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию