16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
8 июля 2011, 15:52 ФинансыПраво

Госдума запретила снижать цены для «своих»

Лента новостей

Закон об ужесточении контроля за сделками между компаниями, их «дочками» и офшорами — о трансфертном ценообразовании — Госдума приняла после полутора лет споров и после 8 лет с начала «дела ЮКОСа», который применял такие схемы расчетов

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

Закон о трансфертном ценообразовании принят Госдумой в третьем чтении на последнем в эту сессию пленарном заседании. Об этом BFM.ru сообщили член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева и член комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Губкин.

Законопроект ужесточает контроль за так называемым трансфертным ценообразованием, при котором товары или услуги взаимозависимыми компаниями — дочерними, материнскими и офшорными — реализуются по внутренним, отличным от рыночных ценам. Этот метод применяется для перераспределения общей прибыли между группой компаний для уменьшения налоговых выплат, пояснял ранее BFM.ru эксперт по налоговому арбитражу Олег Баженов. Оксана Дмитриева уточняла BFM.ru, что компании, подпадающие под определение взаимозависимых, должны по закону отчитываться по крупным сделкам перед налоговыми органами. А налоговики, со своей стороны, должны проверить цены, по которым проходили эти сделки, на предмет соответствия рыночным. При этом к крупным сделкам относятся совершенные внутри страны и по сумме равные или превышающие 1 млрд рублей за один календарный год.

Руководитель группы налогового арбитража и консалтинга компании «Вегас-Лекс» Станислав Геворков считает, что подобные операции отрицательно сказывались на налоговых поступлениях в бюджет. «При помощи трансфертного ценообразования холдинги получали возможность распределения налоговой нагрузки по компаниям в соответствии с планируемым экономическим эффектом от подобного распределения. В случае таких операций внутри РФ, при условии соблюдения критериев добросовестности налогоплательщика, компания получала возможность внутрихолдингового налогового планирования, но зачастую подобные операции использовались с привлечением низконалоговых международных юрисдикций, что не лучшим образом сказывалось на бюджете России», — объясняет он BFM.ru.

Рассмотрение законопроекта затянулось во времени. В первом чтении он был принят еще в феврале прошлого года. Затем началась череда доработок и борьбы за степень ужесточения контроля. Представителям бизнеса удалось добиться повышения порога контролируемых сумм и поэтапного их снижения. В первоначальном варианте уже в 2012 году должны были подвергаться контролю сделки суммой от 1 млрд рублей. В окончательном варианте, принятом Госдумой сегодня, сделки объемом в 1 млрд рублей будут контролироваться только с 2014 года. В 2012 году минимальный порог составит 3 млрд рублей, а в 2013 году — 2 млрд рублей.

Еще одним камнем преткновения была сумма штрафа для предприятий, которые все же применили трансфертное ценообразование и снизили налоговые выплаты. Госдума проголосовала за более жесткое наказание — компании, которые нарушат закон, будут наказаны штрафом в размере 40% от неуплаченной суммы налога. В ходе работы над законопроектом рассматривались предложения более мягких санкций — штрафа до 20%, но они не прошли.

Ужесточение контроля за трансфертным ценообразованием в России — это, по сути, эхо «дела ЮКОСа». Как поясняли ранее BFM.ru эксперты, такую схему расчетов использовала нефтяная компания при расчетах между своими дочерними предприятиями.

В рамках слушаний по второму «делу ЮКОСа» глава Минпромторга Виктор Христенко пояснил, что нефтяные компании занижали стоимость нефти на внутреннем рынке при трансфертных сделках внутри вертикально интегрированных нефтяных компаний. И в начале 2000 годов это было проблемой. «Занижение стоимости нефти при трансфертах ущемляло интересы государства и миноритарных акционеров», — пояснил Христенко.

Первое же «дело ЮКОСа» было возбуждено еще в 2003 году. Таким образом, только сейчас, спустя восемь лет, законодатели смогли вплотную подойти к ужесточению контроля за трансфертным ценообразованием. В рамках первого дела Михаил Ходорковский и Платон Лебедев были признаны виновными, в том числе, в неуплате налогов, а по второму — в хищении 200 млн тонн нефти и отмывании выручки от ее продажи.

С принятием законопроекта возникла очередная законодательная коллизия. В принятом Думой документе сказано, что контролю налоговиков не будут подвергаться в частности сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков. А над законопроектом о консолидированных группах депутаты еще работу не завершили, хотя он был принят в первом чтении еще в октябре 2010 года.

Закон о трансферте, если его утвердят Совет Федерации и президент, вступит в силу с 1 января 2012 года. Накануне замминистра финансов Сергей Шаталов заявил, что его ведомство рассчитывает на принятие уже в сентябре этого года закона о консолидированных группах налогоплательщиков. По его мнению, эти законы должны быть «синхронизированы». Если это произойдет, то осенью данная коллизия в налоговом законодательстве будет устранена.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию