16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
15 августа 2014, 03:03 ПолитикаКонфликты

Труба на продажу. Киев разрешил приватизировать украинскую ГТС резидентам ЕС и США

Лента новостей

Зарубежные инвесторы могут получить до 49% системы. Украинская ГТС представляет, скорее, политический интерес, чем экономический. Решение Киева может негативно сказаться на деятельности «Газпрома», считают эксперты

Фото: Reuters

Украина теперь может продать газовую трубу. В четверг Верховная Рада разрешила приватизацию украинской газотранспортной системы и подземных хранилищ топлива. Однако не для всех, а только для резидентов Евросоюза и США. При этом в госсобственности останется не меньше, чем 51% ГТС, соответственно иностранные инвесторы могут получить до 49%.

Приватизация ГТС — больной для Киева вопрос, который много раз откладывался и сопровождался бурными спорами.

Нынешний премьер-министр Украины Арсений Яценюк год назад, при прежних властях, выступал против продажи трубы. В этом году политик резко изменил точку зрения и называл предателями уже тех, кто считал, что ГТС не стоит приватизировать.

Начальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал» Дмитрий Александров считает, что решение Киева может привести к негативным последствиям для «Газпрома».

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ-Капитал»«Первый крупный шаг к тому, чтобы как раз существенно изменить ландшафт рынка газа в Восточной Европе. Конечно, для «Газпрома» потенциально это несет довольно существенные риски. Хотя, если конкурс будет проходить в честном, нормальном режиме, если там будет не один итоговый бенефициар, если их может быть несколько, то грубо говоря, даже у одной из аффилированных с «Газпромом» компаний есть возможность стать совладельцем украинской ГТС, потому что она является резидентом ЕС и занимается трубопроводным транспортом. Поэтому, в принципе, здесь есть разные возможности».

Несколько лет назад главным претендентом на украинскую ГТС считался «Газпром». Однако российскую компанию не устраивала стоимость, Киев оценил трубу в 25-35 миллиардов долларов. В итоге глава монополии Алексей Миллер заявил, что если ГТС для Украины такое сокровище, то ей место в музее. Что действительно недалеко от истины, так как устаревшая система давно нуждается в модернизации.

А полтора месяца назад Миллер, прокомментировал участие России в украинской ГТС словами: «Поезд ушел и, похоже, уже вчера».

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев считает, что в данном вопросе политический интерес превышает экономический.

Рустам Танкаевведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России«Я думаю, что эта труба реальным инвесторам не нужна вовсе. Единственная причина, по которой кто-то может заинтересоваться — это чисто политическая причина. Дело в том, что идет строительство «Южного потока», и в следующем году его должны завершить. После завершения строительства «Южного потока» экспорт через территорию Украины значительно упадет. В 2018 году «Южный поток» будет завершен полностью, и тогда поставки через территорию Украины просто прекратятся. В той ситуации, когда система газопроводов не используется, она не сможет окупить никаких капиталовложений. В настоящее время техническое состояние ГТС Украины очень плохое. Вкладываться в эту самую систему никто не захочет. Эксплуатировать аварийную систему тоже, во всяком случае, серьезный инвестор не станет».

Украинский парламент также принял закон о санкциях по отношению к России 14 августа. Документ не вводит ограничения, но разрешает при случае ввести. Список конкретных компаний и лиц, которых коснутся украинские ограничения, как ожидается, будет обсуждаться в сентябре.

Если под санкции попадет «Газпром», то компании, хотя это и маловероятно, могут запретить транзит газа, который идет по украинской трубе.

Еврокомиссар по энергетики Гюнтер Эттингер вновь заявил, что ЕС надеется, что Украина останется надежным транзитером российского газа. Кроме того, чиновник сообщил, что ЕС надеется на трехстороннюю встречу по газовому вопросу с участием Украины, России и Евросоюза. В том числе и для того, чтобы обсудить вопрос допуска к транзиту газа других компаний: помимо или вместо «Газпрома».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию