16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
2 сентября 2014, 20:42 Право

Покупателей квартир у лжевоенных заставляют платить дважды

Лента новостей

В Зюзинском суде Москвы начали судить группу квартирных мошенников, похитивших 33 квартиры Минобороны

Прапорщик Валерий Даниелян, обвиняемый в мошенничестве с квартирами.
Прапорщик Валерий Даниелян, обвиняемый в мошенничестве с квартирами. Фото: ИТАР-ТАСС

Зюзинский суд Москвы во вторник приступил к рассмотрению уголовного дела отставного старшего прапорщика Минобороны Валерия Даниеляна. По версии следствия, он создал организованное преступное сообщество, которое похитило более 160 квартир стоимостью 1 млрд рублей. Однако перед судом бывший военный и его пятеро предполагаемых подельников предстали за хищение пока 33 квартир в Южном Бутово.

По некоторым данным, организатор афер некогда был адъютантом бывшего главкома сухопутных войск Александра Постникова-Стрельцова. Однако защитник Валерия Даниеляна Алексей Бинецкий утверждает, что данного факта в биографии его клиента не было, и это все «выдумки журналистов».

Вместе с отставным военным на скамье подсудимых риелторы и юристы: Виолетта Фурсова, ее сын Игорь Ганичев, Вера Масловская, Кристина Иванова и Алексей Семин. Двое последних находятся под подпиской о невыезде, остальные — под стражей.

Всем вменяется участие в организованном преступном сообществе, мошенничество и легализация имущества, приобретенного в результате преступления (ст. 210, 159 и 174.1 УК).

На заседание суда потерпевшие, которыми по делу признаны Департамент жилищной политики и жилищного фонда правительства Москвы и Минобороны, не пришли. Зато в зале присутствовали несколько человек, непосредственно пострадавших от действий аферистов.

Лжевоенные

Как рассказал BFM.ru один из них, 32-летний Сергей Ветров, в октябре 2011 года он купил однокомнатную квартиру в доме № 26 кор. 1 на улице Маршала Савицкого в Южном Бутово. По инвестиционному контракту с правительством Москвы 70% жилья было выделено для улучшения жилищных условий военнослужащих и членов их семей. Квартиры строились в рамках президентской программы «15+15».

«Я думал, что купил квартиру у военного. Мужчина рассказывал, что служил в горячих точках. Он год жил в ней по договору социального найма и три месяца как собственник, приватизировав ее в судебном порядке, — говорит Ветров. — Я собрал информацию, проверил — квартира чистая. Я отдал ему наличными 4 млн 400 тысяч рублей — полную рыночную стоимость, заселился вместе с семьей, сделал евроремонт. А 5 мая 2013 получил по почте решение суда, что квартира арестована, а решение о приватизации отменено по вновь открывшимся обстоятельствам».

Теперь, по словам Ветрова, права на квартиру предъявляет Департамент жилищной политики (ранее Зюзинский суд признавал, что собственник — Минобороны). Городские чиновники утверждают, что были не в курсе приватизации квартиры и грозятся выселить людей на улицу без предоставления другого жилья.

В аналогичной ситуации оказались еще более 160 семей, купившие жилье у лжевоенных в домах на улицах Маршала Савицкого и Брусилова.

Автор аферы и его помощники

Автором грандиозной аферы с жильем следствие назвало бывшего старшего прапорщика Валерия Даниеляна. Именно он, как следовало из оглашенного прокурором обвинительного заключения, создал организованное преступное сообщество (ОПС) «с целью совершения тяжких и особо тяжких преступлений». По словам гособвинителя, преступную группу отличала четкая иерархическая структура, сплоченность соучастников и масштабность преступной деятельности, она отличалась «обработанностью» преступлений.

Согласно разработанному Даниеляном плану, схема, которую он и его подельники начали реализовывать осенью 2010 года, состояла из нескольких этапов. Члены ОПГ подыскивали в Подмосковье и в других областях страны людей, готовых за деньги сыграть роль лжевоенных. Получив их паспортные данные, аферисты составляли фиктивные выписки из распоряжений начальника Главного квартирно-эксплуатационного управления Минобороны России на право получения этими людьми социального жилья. Затем подделывались договоры социального найма с Хользуновской квартирно-эксплуатационной частью (на сегодняшний день она расформирована — BFM.ru). На основании сфабрикованных документов липовые военные добивались через Зюзинский суд Москвы признания за ними права на приватизацию недвижимости. Получив подлинные свидетельства о собственности на квартиры, они продавали их по рыночным ценам.

По словам прокурора Василия Ильина, руководитель риелторской фирмы «Веста» Виолетта Фурсова подыскивала как лжевоеннослужащих, так и потенциальных покупателей на квартиры. Ее сын Игорь Ганичев помогал матери прописывать продавцов через паспортные столы. Юрист Кристина Иванова осуществляла сопровождение в суде сделок по приобретению липовыми военными квартир в собственность. А Алексей Семин искал потенциальных продавцов в регионах и участвовал в оформлении документов у нотариусов.

Как следовало из материалов дела, проворачивать аферы мошенникам помогали «неустановленные» соучастники из числа сотрудников Департамента жилищной политики, а также сотрудники правоохранительных органов. Они за денежное вознаграждение «осуществляли сокрытие преступных действий ОПС».

«Всего подсудимые совершили 33 эпизода мошенничества. Они легализовали квартиры, продавая их третьим лицам», — заявил прокурор. Во вторник он успел перечислить лишь несколько из эпизодов дела, подробно описав роль каждого из соучастников.

Ожидается, что прокурор продолжит чтение обвинительного заключения 9 сентября. После того, как он изложит его полностью, подсудимые выскажут свое отношение к предъявленному обвинению.

Про Сердюкова и его «женскую сотню»

По словам Алексея Бинецкого, его клиент Валерий Даниелян признает вину в мошенничестве (ст. 159 УК), но отрицает организацию преступного сообщества (ст. 210 УК) и отмывание имущества, приобретённого в результате преступления (ст. 174.1 УК РФ). Адвокат утверждает, что автором преступной схемы был вовсе не отставной прапорщик. «Она была рождена внутри Минобороны, но следствие не захотело узнавать, кто ее разработал. Им это было неинтересно», — сказал юрист, отметив, что его клиент также не стремился говорить с сыщиками на эту тему, поскольку «хочет жить».

По его мнению, в том, что аферисты смогли толкнуть «налево» более полутора сотен квартир, виновато бывшее руководство Минобороны во главе с экс-министром Анатолией Сердюковым. Оно из рук вон плохо контролировало порядок предоставления жилья военнослужащим в рамках инвестконтрактов с правительством Москвы. «Сердюкову и его «женской сотне» это было не нужно. У них в то время были более «сладкие» объекты», — считает Бинецкий.

Стоит отметить, что завтра в том же Зюзинском суде начнется рассмотрение другого аналогичного дела о мошеннической продаже еще семи муниципальных квартир в Южном Бутове.

Перед судом предстанет бывший начальник 159-го управления ГлавКЭУ Минобороны РФ (оно выполняло функции Центральной жилищной комиссии военного ведомства) Андрей Белоусов, жена Валерия Даниеляна Оксана Савина и двое их подельников. Следствие считает, что все они участвовали в мошенничестве, но не входили в преступное сообщество.

Обманутый платит дважды

Вместе с тем, по мнению пострадавших, не только военные, юристы и риелторы должны нести ответственность за то, что теперь добросовестные приобретатели могут оказаться на улице, но и двое судей Зюзинского суда Елена Максимова (она уже не работает там и перевелась на работу в другой суд) и Татьяна Соленая. Именно они пачками признавали за лжевоенными право на получение квартир в собственность, а позже стали пересматривать и отменять свои же решения. «Все обстоятельства, которые теперь приводятся как основание для отмены решений, а именно, что квартиры принадлежали не Минобороны, а городу, были известны судьям с самого начала», — говорит юрист Светлана Машкова, представляющая интересы одной из жертв мошенников.

По ее словам, теперь же из-за действий судей, которые так легко «поверили» аферистам, страдают ни в чем не повинные люди, а власти вынуждают их заплатить за свое жилье дважды. «Так, моему клиенту, отцу двух маленьких детей, купившему «трешку» за 7 миллионов 300 тысяч рублей, департамент жилищной политики предложил ее выкупить за 4 миллиона 100 тысяч рублей. В противном случае им грозят выселением», — рассказала Машкова. По данным юриста, на сегодняшний день решить проблемы с жильем удалось лишь 12 семьям — за них заплатили лжевоенные, попавшие под следствие. «Однако большинство продавцов отказываются платить, а кто-то, как в нашем случае, уже просто сбежал», — заметила она.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию