16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.18 / ₽ 8158
  • RTS1171.06
17 сентября 2014, 12:46 Компании

Борис Титов об аресте Евтушенкова: «Можно применять более гуманные меры»

Лента новостей

По мнению уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей, к владельцу АФК «Система» можно было бы применить другую меру пресечения

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов.
Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. Фото: ИТАР-ТАСС

Акции АФК «Система» рухнули уже на 34%. Падение продолжилось после того, как Московская биржа возобновила торги, которые утром пришлось приостанавливать. Все это происходит на новостях о домашнем аресте основного владельца компании Владимира Евтушенкова — одного из богатейших российских бизнесменов.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков призвал не окрашивать ситуацию вокруг главы АФК «Система» в политический цвет, а попытку сравнить эту ситуацию с делом ЮКОСа назвал неверной и абсурдной.

Ранее глава РСПП Александр Шохин заявил «Интерфаксу», что ситуация вокруг Евтушенкова напоминает ему «ЮКОС номер два», что обвинение предъявляется руководителю компании, которая заплатила 2,5 миллиарда долларов за актив и теперь обвиняется в хищении этих же акций и в отмывании денег.

Происходящее вокруг Владимира Евтушенкова в интервью Business FM прокомментировал уполномоченный при президенте по защите прав предпринимателей Борис Титов.

Как уполномоченный по правам бизнесменов, как бы вы могли оценить — не чрезмерная ли это мера — домашний арест для бизнесмена такого уровня, как Евтушенков? Насколько адекватна избранная в данном случае мера?
Борис Титов: В соответствии с законом, предприниматели не могут за нарушение предпринимательской деятельности заключаться под стражу. Это говорит нам закон. Домашний арест применяться может, но, конечно, зная Владимира Петровича Евтушенкова, с его профессионализмом, опытом, репутацией, мера, особенно если это касается экономического преступления, вообще не связанного с угрозой жизни или здоровью граждан, я считал бы, это мое личное мнение, что можно применять более гуманные меры пресечения в такой ситуации. Но, в целом, все по закону. Как уполномоченный по защите прав предпринимателей, я не могу здесь сказать, что есть какое-то нарушение прав предпринимателя.
У вас в данный момент какой-то веской причины или повода вступиться за Евтушенкова нет, поскольку не нарушен закон?
Борис Титов: Как уполномоченный по защите прав предпринимателей, мы здесь не видим нарушения закона. Здесь его нет, поэтому требовать восстановления нарушенных прав мы не можем. Другое дело, что мнение судьи, который принял это, избыточная это мера или нет, но для такого человека, мне кажется, чтобы мера была бы гуманной.
В беседе с вашим помощником мы поняли, что для того, чтобы сейчас попросить вашей помощи, необходимо обращение адвокатов, родственников или самого Владимира Петровича. Поступали ли на данный момент подобные обращения к вам?
Борис Титов: В институт пока никаких обращений не поступало. У нас есть формы и быстрого обращения, я думаю, что это можно сделать буквально в течение нескольких минут. Пока обращений таких не было. Если будет, то мы не можем исходить из внешней политизированности ситуации, из каких-то других мотивов. Мы будем исходить чисто из юридической ситуации, из оценки корпоративных событий, которые происходили, и выносить свои суждения будем на базе экспертной оценки, которую необходимо будет сделать.
В связи с заключением Владимира Петровича под домашний арест, много сейчас говорится о том, что есть некие претензии к тому, как проходила приватизация предприятий Башкирского ТЭКа. Почему она не была оспорена должным образом? Почему не создана комиссия, которая расследует обстоятельства этой приватизации? Почему сейчас не самая мягкая мера избрана в отношении добросовестного приобретателя, который заплатил деньги за эти предприятия? Почему нет комиссии, если есть претензии?
Борис Титов: Я, к сожалению, не могу комментировать, была ли правильно оценена приватизация или с ошибками, или нарушениями, лучше сказать, потому что мы не имеем файлов, мы не знаем о юридической основе этой сделки. Но оспаривать такого рода решение можно только в юридическом порядке: или в арбитражном, или в уголовном. Государство могло оспорить это в арбитраже. Никакие комиссии здесь никогда не создаются, нет такого порядка, такого инструмента. Поэтому государство выбрало такой способ решения вопроса, мы должны понять и оценить, почему это произошло. Пока я не могу это комментировать.
Поскольку мы все понимаем, что Владимир Евтушенков — не рядовой бизнесмен, предприниматель, не средний бизнес у него, а вполне государственного масштаба, как вы думаете, решение о заключении под стражу бизнесмена такого порядка, уровня принимается по согласованию с руководством страны и с президентом лично?
Борис Титов: Я не могу комментировать такого рода вопросы.

Решение о помещении главы АФК «Система» Владимира Евтушенкова под домашний арест вынес Басманный суд Москвы. На бизнесмена уже надет электронный браслет. Сообщается, что на время следствия Евтушенков будет находиться в своем доме в элитном поселке на Рублево-успенском шоссе в подмосковной деревне Жуковка, а не по месту прописки в московской квартире на 3-й Тверской-Ямской улице, как просило следствие.

Накануне вечером на сайте Следственного комитета России появилось сообщение, что председателю совета директоров АФК «Система» Владимиру Евтушенкову предъявлено обвинение в легализации денежных средств, и что по ходатайству следствия судом избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, якобы дело рассматривал Бассманный суд.

Источник, близкий к «Системе», рассказал РБК, что 15–16 сентября Евтушенков планировал выступать перед сотрудниками в Горно-Алтайске, но планы резко изменились, и в выходные он срочно вылетел в Москву без объяснения причин. Вчера Евтушенков еще был на работе, говорит источник в «Системе».

Накануне весь день в офисе «Башнефти», «дочке» АФК «Система», на Моховой улице работали следователи, рассказали РБК два источника, близких к АФК. Сотрудники СК приехали на шести машинах и провели в офисе компании целый день, перед зданием все это время стояли два минивэна с тонированными стеклами без опознавательных знаков. Следователи проверяли всю бумажную и электронную документацию. Другой собеседник РБК утверждает, что сотрудники СК просто запрашивали документацию, а все сотрудники продолжали работать в штатном режиме.

Евтушенков помещен под домашний арест до середины ноября. Ему запрещено покидать пределы жилого помещения, пользоваться Интернетом, общаться с кем-либо, кроме следователя, близких родственников и адвокатов, заявила «Интерфаксу» пресс-секретарь Басманного суда Анна Фадеева.

Самвел Караханянпрезидент коллегии адвокатов «Барщевский и Партнеры»«На него, как правило, надевается определенный браслет, и он не имеет права выходить без разрешения следователя за пределы жилого помещения. У него отбираются средства связи. Любые посещения, любые свидания, с президентом ли — с разрешения следователя, за исключением того круга лиц, которых суд уже обозначил: адвокаты, сами представители Следственного комитета».

Источники газеты «Коммерсант» пишут, что в июле Владимир Евтушенков пытался договориться о встрече с Владимиром Путиным. Он также искал поддержки в президентской администрации, в частности, у ее руководителя Сергея Иванова, однако встречи так и не состоялись.

Предыстория ареста

Владимиру Евтушенкову принадлежит 64% акций компании АФК «Система». Крупнейшие активы холдинга: мобильный оператор МТС, где у «Системы» 53%, и «Башнефть» с 89%. Кроме того, холдинг владеет пакетами «Детского мира», «Интуриста», сети клиник «Медси».

В 2014 году Евтушенков занял 15-е место в списке Forbes богатейших бизнесменов России. Его состояние оценивается в 9 миллиардов долларов.

Госпакет «Башнефти» был приватизирован в 2003 году компанией «Башкирский капитал», владельцем которой считался сын президента Башкирии Урал Рахимов. Счетная палата России называла эту сделку «беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности».

В 2005 году экс-президент Башкирии и отец Урала Рахимова Муртаза Рахимов распорядился вернуть акции в собственность государственной компании БТК, но в результате стороны пошли на мировую. В том же году «Башкирский капитал» продал блокпакет «Башнефти» компании АФК «Система». В 2009 году корпорация Евтушенкова довела свою долю в нефтяной компании до контрольной, заплатив за нее 2,5 миллиарда долларов.

Позже следствие посчитало, что «Башнефть» была продана на 500 миллионов долларов дешевле договорной цены. В июле этого года было возбуждено дело против Урала Рахимова, который обвиняется в легализации преступных доходов при приватизации и продаже акций «Башнефти» «Системе». Тогда же был наложен арест на принадлежащие «Системе» акции, а в московском аэропорту «Домодедово» был задержан армянский бизнесмен Левон Айрапетян, который якобы был причастен к продаже.

По данным СМИ, поводом для возобновления следственных действий стали показания, которые дал экс-сенатор от Башкирии Игорь Изместьев, отбывающий пожизненное заключение за серию особо тяжких преступлений. Летом Евтушенков уже был допрошен по делу Урала Рахимова. Тогда предприниматель назвал происходящее вокруг «Башнефти» «обычным рейдерством».

До этого в СМИ появлялись сообщения, что «Башнефтью» интересовались представители «Роснефти». «Башнефти» четыре года назад досталась лицензия на крупнейшее и очень перспективное нефтяное месторождение имени Требса и Титова. После того, как других участников конкурса, среди которых был и «Лукойл», не допустили до тендера, компания стала единственным претендентом. А незадолго до этого от конкурса отказалась «Роснефть».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию