16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.44 / ₽ 8251
  • RTS1163.50
23 января 2015, 15:28 Компании

Рецепты выживания в кризис

Лента новостей

Как в условиях экономического кризиса не только остаться на рынке, но и активно развиваться, об этом в бизнес-кейсе Михаила Сафонова

Александр Трухан, генеральный директор «Газпромнефть - cмазочные материалы»
Александр Трухан, генеральный директор «Газпромнефть - cмазочные материалы» Фото: пресс-служба компании

Экономический кризис всегда сопровождается снижением потребительской активности. И как следствие – уходом с рынка слабых игроков. С одной стороны, бизнес в России переживает тяжелые времена. С другой – именно кризис расставляет все по своим местам. Те компании, которые активно развивались в более благополучные времена, не плыли по течению, а думали о будущем – не только спокойно переживают тяжелый период, но и находят новые точки развития. О рецепте жизни компании во время кризиса рассказывает генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы» Александр Трухан.

Александр Трухангенеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы»«Кризис – это всегда изменение существующего порядка вещей. А при любых изменениях появляются какие-то ниши. Если говорить о компании «Газпромнефть – смазочные материалы», мне кажется, что нам удается использовать эти появляющиеся на рынке лакуны, ниши, чтобы зайти в них. Не то, чтобы мы специально к этому готовились. Просто компания «Газпромнефть» к этому готова. Где появляются ниши? Появляются там, где потребитель ищет. Первое: хочет оптимизировать свою логистику, чтобы продукты быстрее поставляли, при этом они были соответствующего качества, соответствующих допусков от автопроизводителей. И все это уже здесь есть в России, на месте производится на современных предприятиях. Поэтому как только слабые игроки выпадают в результате кризиса, «Газпром нефть – смазочные материалы» сразу же заполняет эти ниши. Для нас кризис – это просто новые возможности».

Рынок смазочных материалов России до последнего времени активно развивался. Причем, главным образом росли импортные поставки в премиальном сегменте автомобильных масел. При том, что в России наложено свое производство высококачественных автомобильных масел. И сейчас, когда с ослаблением национальной валюты импорт становится все дороже, – на первое место выходят отечественные поставщики. Цифры приводит Александр Трухан.

Александр Трухан

генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы»«Если рост рынка он составлял где-то 2-3% в год, то рост импорта составлял 15-20, а в некоторые годы последние и 25% в год. Например, результаты 2013-го года – это около 400 тысяч тонн. Соответственно, это означало, что несмотря на большое массовое производство масел в России, потребность в качественных маслах, назовем их правильно: масла с высокими эксплуатационными характеристиками, они не удовлетворялись российским производством. Импортеры шли сюда очень массово, а кризис ставит все на место».

Изначально компания инвестировала в покупку технологий по производству премиальных автомобильных масел. Но этого мало. Дело в том, что технологии, которые продаются на рынке, как правило уже существуют несколько лет. Новейшие разработки не продаются – кто отдаст возможность конкуренту снимать сливки. Поэтому необходимы вложения в собственные научно-исследовательские работы. Такая стратегия позволила компании занять 14% отечественного рынка. А также завоевать рынки иностранные. В прошлом году больше половины продукции компании «Газпромнефть - смазочные материалы» было продано за рубеж.

Александр Трухан

генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы»«Таких стран около 50-ти. С чем это связано? По себе структура масляного рынка – она как пирог. Внизу наиболее простые продукты, затем сложнее, сложнее, сложнее. Наверху продукты, мы их называем премиальные, они наиболее сложные. Это синтетические, полусинтетические масла. Мы пошли в эти страны, и мы в основном там стараемся работать в сегментах продуктов с высокой добавленной стоимостью. Основной оценщик качества масел – автопроизводители – позволяют нам выйти на эти рынки премиального сегмента».

Несколько лет назад компания вывела на рынок продукт под брендом G-Energy. Эта линейка масел уже хорошо знакома и отечественному, и зарубежному потребителю. Да и рекламу с участием знаменитого голливудского актера Джейсона Стэтхэма тоже многие помнят. И если мы уж заговорили о продвижении брэнда – то этот продукт используют участники профессиональных автогонок. Александр Трухан рассказывает, зачем компания «Газпромнефть - смазочные материалы» сотрудничает с гоночными командами и за кого, а точнее за что болеет в первую очередь.

Александр Трухан

генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы»«Гонки – это максимально экстремальный этап испытания масел. Гораздо более экстремальный, чем в обычном автомобиле. Потому что любые гонки (у нас сейчас 2 команды участвуют в Дакаре) – это максимальная нагрузка не только на пилотов, но и на технику, в том числе и на масла. Поэтому гонки – это такой естественный финальный этап испытания продуктов, которые мы же и производим. И, безусловно, мы болеем за нашу команду, но смею вас уверить, еще больше мы болеем за качество наших продуктов, и я рад, что они выносят самые экстремальные испытания. Это общемировая практика, если компания серьезно смотрит в производство премиальных продуктов, она в том или ином виде участвует в гонках, потому что это самый сложный тест на качество масел».

Автомобильные масла – не единственное направление компании. Кстати, в кризисное время выжить и развиваться зачастую помогает именно диверсификация бизнеса. Производство промышленных масел для самых разных видов отраслей, выпуск смазочных материалов для судов – еще 2 важнейших направления «Газпромнефть - смазочные материалы». И, кто бы мог подумать, иногда они тесно связаны с искусством.

Александр Трухан

генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы»«Производим масла гидравлики, всевозможные незамерзающие, мы приобрели американские технологии, тоже локализовали их в Омске и во Фрязино. Производство гидравлических масел – эти масла очень высоко востребованы. Если говорить о маслах гидравлики, то можно найти неожиданные примеры, где эти масла применялись. 3 года назад мы выиграли тендер по поставке масел в подъемники Большого театра. Поэтому, когда вы видите поднимающуюся сцену – там работают гидравлические масла «Газпром нефть». Судовые масла, которые мы производим, мы заливаем во всех портах Российской Федерации. При этом мы заливаем как по нашим контрактам, так же компания «Шеврон», мы заливаем их потребителям, которые приходят в российские порта».

Для того чтобы прочно занять долю на рынке и не уйти с него во время кризиса – недостаточно просто производить продукт, пусть даже и очень высокого качества. Нужна глубокая интеграция и взаимодействие с потребителями. Что касается рынка смазочных материалов, то здесь компания проделала колоссальную работу, получив допуски от ведущих автопроизводителей, как российских, так и зарубежных. Кроме того, компания –внедрила международную систему качества ISO, а также пока единственная в России прошла сертификацию на соответствие международным стандартам для поставщиков автомобильных производителей (ISO 16949). Все эти факторы и позволяют чувствовать себя уверенно и не останавливаться в развитии. Резюме подводит генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы» Александр Трухан.

Александр Трухан

генеральный директор «Газпромнефть - смазочные материалы»«Бизнес-возможности – они приходят и уходят. И, главное, быть к ним готовыми. Каждый выстраивает систему готовности и необходимые элементы готовности в своем бизнесе. Бизнесы разные. Но если компания выстроила систему работы и она гибкая, то она, конечно же, сумеет приспособиться и не просто войти в кризис, но и найти там какие-то ниши, которые освобождаются. Кризис – это всегда изменение структуры рынка. Поэтому, если правильно построенный бизнес – он всегда сможет адаптироваться».

В заключении отметим, что достаточно молодая компания «Газпромнефть - cмазочные материалы» – была создана в 2007 году. А через год разразился мировой финансовый кризис. Так что опыт жизни в неблагоприятный период – у компании есть. Но дело не только в этом. Мало кто может предугадать экономические катаклизмы, соответственно, нет нужды к ним специально готовиться. Однако к ним стоит быть готовым. Если избегать сложных терминов, то можно привести простое сравнение: человек, который умеет быстро ходить, всегда сможет побежать. С бизнесом происходит то же самое.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию