Что Порошенко пообещал МВФ. В распоряжении СМИ оказался полный пакет документов
Лента новостей
Украинские власти обещают повысить цены на газ и энергию для населения, сократить зарплаты госслужащим, перейти к платной медицине, сократить число вузов, акционировать «Нафтогаз» и «Укрэнерго»
В распоряжении украинского портала «Главком» оказался текст Меморандума украинского правительства с Международным валютным фондом, который должен обеспечить Украине масштабное финансирование для спасения экономики
11 марта совет директоров МВФ рассмотрит вопрос об увеличении финансирования Украины, без которого государству грозит банкротство. Решение о начале новой четырехлетней программы кредитования – Extended Fund Facility – международные финансисты будут принимать, отталкиваясь от пакета экономических реформ правительства Арсения Яценюка, заявленного в трех документах: Письме о намерениях, Меморандуме об Экономической и Финансовой политике, а также Техническом Меморандуме о Взаимопонимании.
Их разработали Кабмин и Нацбанк, а в конце минувшей недели утвердили президент Петр Порошенко, премьер Арсений Яценюк, глава Нацбанка Валерия Гонтарева, министр финансов Наталия Яресько.
Полное содержание пока не предается огласке – право опубликования Меморандума украинские власти предоставили Международному валютному фонду. Яценюк даже не стал раскрывать его наполнение своим однопартийцам, которые просили об этом на заседании фракции в минувшую пятницу.
«Главкому» удалось получить копии этого пакета документов. Выдержки:
1.Письмо о намерениях к Международному валютному фонду.
«Для осуществления реформ и корректирования экономики Украина обратилась с запросом о заключении нового четырехлетнего соглашения в рамках Механизма расширения финансирования (EFF) на сумму эквивалентную 12,34806 млрд. SDR (900 процентов квоты и около 17,5 млрд долларов США) и имеем намерение отменить наше соглашение о «стенд-бай» 2014 – 2016 гг. непосредственно перед заключением нового расширенного соглашения. Наши международные партнеры обязались предоставить дополнительные средства, чтобы обеспечить финансирование в полном объеме».
Правительство гарантирует с помощью этих средств:
— обеспечить низкий и стабильный уровень инфляции в условиях гибкого обменного курса, одновременно содействуя стабильному накоплению резервов,
— оздоровление банковской системы,
— укрепление фискальной стабильности, с одновременным обеспечением потенциала для финансирования расходов на соцзащиту и инвестирования в инфраструктуру,
— принятие мер для ликвидации дефицита «Нафтогаза Украины» до 2017 года.
Определяющую роль при этом будут играть масштабные структурные реформы, в первую очередь, усиление инвестиционного потенциала и экономического роста через:
— внедрение реформ госуправления, в том числе, по противодействию коррупции и реформы судоустройства,
— дерегуляция и реформа налогового администрирования, направленная на улучшение бизнес-климата,
— реформирование предприятий госсобственности, реструктуризация «Нафтогаза Украины» и усовершенствование корпоративного управления.
2.Меморандум об Экономической и Финансовой политике – основной документ, направленный в МВФ, включающий более детальное изложение экономической программы, которую правительство собирается внедрить при финансовой поддержке МВФ и других доноров.
Развитие ситуации и прогноз. Экономическая активность в стране сократилась на 6,9%. Она может достичь дна в середине 2015 года. При этом правительство надеется, что в 2016 – 2018 гг. ожидается восстановление и наращивание экономического роста, темпы которого в среднесрочной перспективе достигнут 4%.
К концу 2014 года инфляция достигла 25% из-за того, что гривна потеряла половину своей стоимости относительно доллара. Прогнозы на 2015 год: инфляция сохранится на таком же уровне. В дальнейшем она должна резко замедлиться: до 10% в 2016 году и до 5% в 2018 году.
По планам Кабмина, дефицит счета текущих операций в 2016 – 2018 гг. стабилизируется на уровне 1% – 1,5 % от ВВП и резервы «постепенно восстановятся до комфортного уровня».
Денежно-кредитная и валютно-курсовая политика:
Правительство заявляет, что будет придерживаться режима гибкого валютного курса, как буфера для преодоления внешних шоков.
Продажа валюты Нацбанком будет ограничиваться для облегчения внешних платежей правительства, а также финансирования энергетического импорта НАК «Нафтогаз Украины» и корпорации «Энергоатом».
Изменения в Нацбанке.
Ожидается смена законодательства, которая сделает работу НБУ более независимой и прозрачной. Усилится роль Совета НБУ. Автономность Банка обеспечат усиление процедуры назначения и увольнения членов Совета и заместителей главы правления.
Политика в финансовом секторе.
Вводится неограниченная ответственность собственников банков за убытки от займов, предоставленных прямо или косвенно в пользу акционеров, которые владеют 10 и больше процентами (включая акционеров, которые действовали совместно) по состоянию на конец 2014 года.
Чтобы исключить сверхлимитное кредитование связанных лиц, до конца весны должны быть приняты законодательные изменения с целью ликвидации лазеек, которые могут оставить возможность обхода кредитных лимитов для инсайдеров.
К концу 2015 года НБУ при технической поддержке четырех крупнейших аудиторских фирм проведет анализ отчетов первых двадцати банков об объемах кредитования связанных лиц. А к апрелю 2016 года будет готов отчет по всем банкам.
Фискальная политика.
Все крупные плательщики налогов будут переведены в Инспекции по обслуживанию крупных плательщиков налогов.
К 2017 году будет прекращено госсубсидирование «Нафтогаза».
Бюджет на 2015 год.
С 1 июля 2015 года вводится обязательное использование кассовых аппаратов ФОПами.
Фонд заработной платы и пенсии.
Число получающих заработную плату из бюджета будут сокращено на 3% в течение 2015 года. В том числе, на 20% госслужащих.
В рамках усилий по борьбе с коррупцией будут сняты ограничения на зарплату в правительственных структурах и НБУ на уровне 7 – 10 минимальных заработных плат.
Будут уменьшены выплаты работающим пенсионерам и ограничены возможности досрочного выхода на пенсию. Повышение пенсионного возраста для них на 5 лет будет проходить постепенно (на 6 месяцев каждый год).
Предполагается выплата пенсий тем, кто находится на неподконтрольных властям территориях. С 2016 года будет предусмотрена индексация пенсий (в том числе пенсий госслужащим и спецпенсий) до уровня цен.
Здравоохранение.
Реформа должна открыть этот сектор для частного финансирования и обеспечить постепенный переход к медицинскому страхованию.
Образование.
Произойдет сокращение высших учебных заведений с 802 до 317-ти.
Сокращение количества средних школ достигнет 5% за счет их объединения.
Инвестиции.
Уровень капитальных инвестиций будет увеличен с 1% от ВВП в 2014 году до 3% от ВВП в 2018 году.
Налоговая политика.
АПК – наиболее прибыльная отрасль. Поэтому с января 2016 года действие режима налогообложения НДС расширится на весь сельскохозяйственный сектор.
Энергетика.
Произойдет «резкое увеличение цен для конечных потребителей».
С 1 апреля 2015 года для домохозяйств рост цены на газ составит 285%. Это будет соответствовать стоимости в 3600 грн. за тыс. куб. м (при потреблении менее 200 куб. м в месяц) и 7187 грн (при потреблении более 200 куб. м в месяц)
С 1 апреля 2015 года вырастет цена тепловой энергии: 625 грн/гКал. В дальнейшем цена будет привязываться к газу: в апреле 2016 года она будет соответствовать 75% цены на импортируемое топливо. В 2017 году – 100%.
С привлечением ЕБРР произойдет акционирование ключевых госкомпаний: «Нафтогаза Украины» и его дочек, «Энергоатома», Укрэнерго.
«Нафтогаз Украины».
До 30 июня 2015 года пройдет независимая аудиторская проверка дебиторской задолженности компании с целью выявления должников.
Раскрытие информации об активах.
До конца марта 2015 года будет пересмотрена нормативно-правовая база в отношении раскрытия активов высокопоставленных лиц, которые подпадают под юрисдикцию Национального антикоррупционного бюро.
3. Все обменные курсы, которые используются для оценки уровней резервов и монетарных агрегатов – это официальный курс гривны к доллару США на уровне 15,7686, установленном Нацбанком по состоянию на 31 декабря 2014 года.
Валовой внутренний продукт вычисляется согласно Системе национальных счетов 2008 года и не учитывает Крым и Севастополь.