16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 86.70 / ₽ 8178
  • RTS1154.78
27 марта 2015, 17:05 Право
Актуальная тема: ЧП

Диспетчеров из РФ обвинили в крушении Ту-154 Качиньского спустя 5 лет после трагедии

Лента новостей

Такую версию озвучили в польской прокуратуре. Польша намеревается допросить российских диспетчеров как подозреваемых

Обломки самолета Ту-154, на котором летел президент Польши Лех Качиньский с супругой, в районе Смоленска, 11 апреля 2010.
Обломки самолета Ту-154, на котором летел президент Польши Лех Качиньский с супругой, в районе Смоленска, 11 апреля 2010. Фото: Максим Шеметов/ТАСС

Польша обвинила смоленских диспетчеров в причастности к катастрофе борта номер один. Ту-154М, в котором летел президент республики Лех Качиньский, разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском. Помимо Качиньского в авиакатастрофе погибли еще 95 человек. По данным польской прокуратуры, один россиянин обвиняется в создании ситуации непосредственной опасности в воздухе, другой — в неумышленном доведении до катастрофы в воздушном пространстве. Процедура предъявления обвинений уже запущена, и теперь Польша готова допросить российских диспетчеров в качестве подозреваемых. О деталях процесса польская прокуратура сообщать не собирается, заявили в ведомстве.

Стоит отметить, что непосредственной причиной катастрофы польская же военная прокуратура называет ошибки в действиях экипажа. Первой причиной катастрофы эксперты назвали неверные действия экипажа по снижению самолета ниже минимальной высоты для приземления и отсутствие команды ухода на второй круг, заявил прокурор Иренеуш Шелонг. Это были неадекватные погодным условиям действия. «Руководитель экипажа не имел права ввиду отсутствия визуального контакта с землей снижаться ниже 120 метров», — добавил прокурор. Кроме того, по данным следствия, для перевозки пассажиров категории «особо важные персоны» был неверно подобран экипаж. Всем необходимым требованиям отвечал только бортинженер, а командир воздушного судна не имел права садиться за штурвал Ту-154М.

Польша также опубликовала переговоры российских диспетчеров. Такое решение было принято в связи с большим интересом общественности, а также для того, чтобы ответить на вопрос, разрешали ли российские диспетчеры снижение до высоты 50 метров. «Такой факт не имел места, свидетельствуют стенограммы и эксперты», — заявлял позже на пресс-конференции представитель прокуратуры. Он процитировал диспетчера: «Польский 101, от 100 метров будь готов уйти на второй круг».

Прокуратура Польши в очередной раз перенесла срок завершения расследования этой трагедии — до 10 октября. Польские прокуроры откладывают этот срок каждые полгода. Адвокат Сурен Аванесян не видит в этом ничего необычного, так как, например, сроки давности привлечения к уголовной ответственности в Польше могут доходить и до 30 лет. Однако вопросы к решениям польской прокуратуры у юриста все же возникают.

Сурен Аванесянадвокат«Каким образом польская прокуратура, признав непосредственными виновниками в катастрофе пилотов разбившегося самолета, тем не менее, косвенным образом пытается обвинить российских диспетчеров, мне не совсем понятно. То есть либо пилоты выполняли требования диспетчеров, и тогда их действия не были причиной катастрофы, тогда абсолютно виноваты диспетчеры и не виноваты пилоты. Либо пилоты не выполняли требований диспетчеров, и тогда виноваты пилоты, диспетчеры не виноваты <…> Поэтому чисто теоретически, дальше здесь будет осуществляться следующим образом: польское государство обратится в российскую генеральную прокуратуру с требованием о выдаче российских граждан для проведения с ними следственных действий, постольку-поскольку они являются обвиняемыми по какому-то уголовному делу. Вариант первый: российское государство не выдает своих граждан, поэтому здесь шансы польской прокуратуры ничтожно малы. Вариант второй: в рамках каких-либо внутренних договоренностей группа польских следователей приезжает в РФ и получает все необходимые объяснения фигурантов уголовного дела на территории РФ, что также маловероятно. Вариант третий: польское государство, получив отказ от российской генеральной прокуратуры, объявляет в розыск фигурантов уголовного дела по линии Интерпола. И тогда в тех государствах, неких других странах, не в России и не в Польше, в том случае, если эти граждане там окажутся, польская прокуратура может обратиться в следственные органы данного государства с требованием о задержании и последующей экстрадицией в Польшу для производства следственных действий».

Расследованием причин авиакатастрофы занимался Международный авиационный комитет (МАК). В 2011 году вышел доклад, согласно которому виновниками были названы пилоты Ту-154М, отказавшиеся уйти на запасной аэродром. При этом эксперты пришли к выводу, что на экипаж оказывали давление высокопоставленные польские чиновники, находившиеся в этот момент на борту, напоминает генеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации Виктор Горбачев.

Виктор Горбачевгенеральный директор Ассоциации «Аэропорт» гражданской авиации«Расследование этой катастрофы проводилось совместно с польскими специалистами. С нашей стороны это был Межгосударственный авиационный комитет. Расшифрованы и один, и второй «черный ящик»: и речевой, и технический. И сделан был окончательный вывод: то, что это нарушение экипажем, невыполнение требований диспетчера. Было установлено, что находился третий человек в кабине пилотской, и, как было установлено, это министр обороны. Он давал команду садиться, несмотря ни на что. Наш диспетчер сказал, что плохая видимость, ухудшилась погода, и он дает команду ухода на второй круг или на запасной аэродром. Эта команда была не выполнена экипажем, поэтому произошла катастрофа. И польская сторона признала это».

Непосредственной причиной катастрофы польская же военная прокуратура называет ошибки в действиях экипажа, уточняет независимый польский журналист Зыгмунт Дзенцеловский.

Зыгмунт Дзенцеловскийжурналист«Здесь они не отрицают, что основной причиной являлись ошибки, которые были совершены пилотами. Дальше тоже были предъявлены обвинения <…> но польская военная прокуратура сформулировала тоже обвинения в адрес двух российских авиадиспетчеров, фамилии которых пока не разглашаются, так же, как и не разглашаются более детально эти обвинения. Нам сказали, что эти обвинения, и когда они будут переданы в суд — это статья, которой предусмотрен срок с 6 месяцев до 8 лет. Там есть некоторая общая формулировка, которая говорит о том, что вот эти лица своим поведением несознательно допустили появление угрозы в работе воздушного транспорта. Не предъявляются обвинения, связанные с тем, что самолет президента не был отправлен на запасной аэропорт. Вот это не является основой для обвинений. Там, скорее всего, речь идет о том, что один из авиадиспетчеров говорил пилотам, что они находятся на правильном курсе, и это привело этих пилотов к некоторому заблуждению. Это один из моментов, которые спровоцировали эту ситуацию. Так что мы имеем дело как бы с завершением очередной стадии расследования, но все это будет продолжаться еще очень долго».

Официальный представитель СК РФ Владимир Маркин заявил, что Россия и раньше предоставляла Польше все данные допросов по делу о катастрофе самолета польского президента Леха Качиньского и готова сотрудничать. Обвинения польской прокуратуры в адрес смоленских диспетчеров, прозвучавшие через 5 лет после трагедии, российские политологи связывают исключительно с политическим обострением в отношениях России и Запада.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию