16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 86.89 / ₽ 8016
  • RTS1128.26
30 марта 2015, 00:03 ПолитикаКонфликты

Переговоры в Лозанне — исторический шанс для решения ядерной проблемы Ирана

Лента новостей

Участие в дипломатических мероприятиях принимает Сергей Лавров. Если переговоры увенчаются успехом, договоренности могут способствовать примирению исламской страны с Западом

Госсекретарь США Джон Керри, министр энергетики США Эрнест Монис, Роберт Малли член Совета национальной безопасности США, заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, глава иранского агентства по атомной энергетике Али Акбар Салехи и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф на совещании в Лозанне, Швейцария.
Госсекретарь США Джон Керри, министр энергетики США Эрнест Монис, Роберт Малли член Совета национальной безопасности США, заместитель министра иностранных дел Ирана Аббас Арагчи, глава иранского агентства по атомной энергетике Али Акбар Салехи и министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф на совещании в Лозанне, Швейцария. Фото: Brendan Smialowski/Pool/Reuters

Исторический шанс в Лозанне. В Швейцарии проходит встреча Шестерки по иранской ядерной проблеме. Предположительно, переговоры продлятся до вторника. Если стороны договорятся, соглашение станет прологом к примирению исламской республики с Западом. Во встрече участвует и Сергей Лавров, что дает России возможность также быть услышанной.

Иранские источники заявляют, что исторический шанс упустить нельзя. Нужно договариваться по ядерной программе, иначе другой возможности может и не представится. Судя по неофициальной информации, Иран, в принципе, соглашается на мониторинг своих объектов инспекторами МАГАТЭ, но есть несколько ключевых противоречий. Главное — количество центрифуг и график снятия санкций. Тегеран говорит: сначала снимите хотя бы часть ограничений. Запад хочет видеть, как исламская республика выполняет договоренности.

Сейчас Тегеран располагает примерно 19 000 центрифуг. Шестерка переговорщиков требует сокращения этого количества как минимум втрое — до 6 300. Именно от числа центрифуг зависит способность страны по созданию атомной бомбы. Кроме собственно ядерных вопросов: главный сейчас — это ситуация на Ближнем Востоке.

Иран на сегодня фактически доминирует во всех самых болезненных процессах: воюет с ИГИЛ в Ираке и Сирии, помогает хуситам в Йемене, во многом от него зависят действия «Хезболлы» в Ливане. Самое распространенное мнение заключается в том, что США и Западу в целом сейчас явно выгодно пойти на сделку с Тегераном, попытаться постепенно интегрировать в действующую систему ценностей, сделать из него системного игрока.

Семен Багдасаровдиректор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии«Все знают израильское лобби, саудовско-аравийско-катарское, но никто не знает про иранское. Так вот иранское лобби очень специфично. Это, на самом деле, те, кто бежал после исламской революции. И они хотели бы туда вернуться, они понимают, что если так не получается, а почему бы не вернуться революционным путем и постепенно смягчить режим. И, в общем, в Иране есть люди, которые говорят: неплохо было бы с американцами дружить, чем с кем-либо».

В роли последовательного противника сделки с Ираном выступает Израиль. Премьер-министр страны Биньямин Нетаньяху признает, что Тегаран успешно воюет с ИГИЛ, но цель этой страны такая же — захватить Ближний Восток. Запад же поступает явно недальновидно. У Нетаньяху есть свои союзники в Конгрессе, и израильское лобби в Америке немалое. Что касается экономики, здесь обсуждается фактор цен на нефть: снятие санкций, в том числе право экспортировать нефть и нефтепродукты.

Дмитрий Александровначальник аналитического отдела компании «Универ Капитал»«Я не думаю, что сейчас возможна какая-то новость, которая приведет к резкому падению цен. Но то, что такой тренд улучшения отношений с Тегераном для того, чтобы нивелировать фактор нестабильности на Ближнем Востоке дополнительными объемами, а в будущем, безусловно, и газа, это основной риск для нас. Вот этот тренд устойчивый, на мой взгляд, и он будет развиваться».

Россия занимает достойное место среди переговорщиков. Запад считает, что Москва может повлиять на Тегеран и всячески это использует. Керри встречается с Лавровым с глазу на глаз. Естественно, что в такой ситуации Кремль может поставить если не условия, то намекнуть: иранская проблема больше нужна вам, чем нам. Можно, наверное, говорить о каком-то торге в ответ по Украине или уже российским санкциям. Американская журналистка спросила российского министра, насколько оптимистично он настроен по иранской проблеме. «Мне не платят за то, чтобы быть оптимистом», — пошутил Сергей Лавров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию