16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.55 / ₽ 8261
  • RTS1168.80
6 мая 2015, 19:25 Право

Васильевой оставили вместо трех миллиардов в шесть раз меньше

Лента новостей

Суд признал Евгению Васильеву мошенницей. Однако предъявленное ей обвинение не устояло в первоначальном виде. Размер вмененного подсудимой ущерба суд сократил в шесть раз — с трех миллиардов рублей до 500 миллионов. Возможно, по нескольким пунктам ее вообще оправдают

Евгения Васильева после оглашения приговора в Пресненском суде Москвы, 6 мая 2015.
Евгения Васильева после оглашения приговора в Пресненском суде Москвы, 6 мая 2015. Фото: Михаил Почуев/ТАСС

Пресненский суд Москвы в среду приступил к оглашению приговора по громкому делу «Оборонсервиса» — о хищениях военного имущества на сумму около трех миллиардов рублей. Судья Татьяна Васюченко сочла доказанной вину главной фигурантки — бывшего руководителя Департамента имущественных отношений Минобороны (ДИО) Евгении Васильевой по 8 из 12 эпизодам обвинения. При этом уже ясно, что суд уменьшил сумму вмененного подсудимой ущерба почти в шесть раз — с трех миллиардов рублей до 550 миллионов рублей.

В суд Евгения Васильева приехала за несколько минут до начала заседания в сопровождении сотрудницы ФСИН. С ноября 2012 года подсудимая находится под домашним арестом. И если в начале процесса она охотно общалась с журналистами, то сегодня отказалась ответить даже на невинный вопрос о том, в каком настроении она находится. Ее адвокаты, ждавшие вынесения оправдательного приговора, старались сохранять оптимизм.

В небольшой зал суда пустили только три телекамеры, а также нескольких пишущих журналистов. Остальным предложили подняться этажом выше. Там была организована телетрансляция.

Суд поверил обвинению

Суд согласился с версией обвинения. «Васильева, Закутайло, Грехнев и другие неустановленные соучастники совершили мошенничество», — отчеканила судья Татьяна Васюченко. Несмотря на большой объем приговора, она решила зачитывать его стоя и оглашала на протяжении почти шести часов — с полудня до шести часов вечера. Она разрешила сесть «тем, кто устал». Спустя три часа ее предложением воспользовались и Евгения Васильева, и даже четверо прокуроров. Лишь трое адвокатов главной фигурантки продолжали слушать приговор стоя.

Татьяна Васюченко констатировала, что, придя на работу в Минобороны в феврале 2010 года и заняв должность руководителя Департамента имущественных отношений, Васильева разработала преступный план, направленный на совершение хищений. Для этого она использовала «авторитет занимаемой должности и свое служебное положение».

В приговоре говорилось, что подсудимая совершала преступления в составе организованной преступной группы (ОПГ), которую она создала и которой руководила. В ОПГ вошли представшие вместе с ней перед судом Максим Закутайло, Юрий Грехнев, Лариса Егорина и Ирина Егорова. Трое из них, за исключением Егоровой, были назначены руководителями предприятий, которые были подконтрольны компании «Оборонсервис», через нее военное ведомство продавало активы, которые считало непрофильными или убыточными.

Из приговора следовало, что для совершения хищений и получения прав на имущество Васильева использовала доверие на тот момент министра обороны России Анатолия Сердюкова и убеждала его принимать решения о продаже имущества военных.

Сумму ущерба уменьшили в шесть раз

Ближе к середине дня стало понятно, что предъявленное Васильевой обвинение не устояло в первоначальном виде. Судья сочла доказанной вину подсудимой лишь по 8 из 12 предъявленным эпизодам. При этом сумма вмененного Васильевой ущерба была снижена почти в шесть раз — с 3 миллиардов рублей до 550 миллионов рублей.

Участники процесса предположили, что, скорее всего, суд по четырем основным эпизодам фигурантку оправдает.

Речь идет об обвинении Васильевой в превышении должностных полномочий в ходе продажи земельного участка в поселке Пересыпь Краснодарского края, а также мошенничестве при реализации комплекса зданий 31-го Государственного проектного института на Смоленском бульваре, магазина «Мосвоенторга» на улице Арбат и здания Управления торговли Московского военного округа на Большой Серпуховской улице.

Примечательно, что один из главных пунктов обвинения — в хищении акций 31-го ГПИССа также подвергся значительной корректировке. Так, суд не согласился с суммой ущерба, которое определило следствие — 2 млрд 109 миллионов рублей. Судья снизила его размер до 325 миллионов рублей.

Таким образом, общая сумма ущерба по оставшимся эпизодам, по оценке прокуроров, составила примерно 550 миллионов рублей.

Адвокаты Евгении Васильевой и сама фигурантка воздерживались от комментариев. А вот одна из подсудимых — Лариса Егорина — предположила, что суд посчитал недоказанным основной довод следствия — о продаже военного имущества по заниженной цене, однако решил, что Васильева незаконно получала агентское вознаграждение от санкционированных ею сделок.

Чтение приговора продолжится завтра, 7 мая, в 11 часов утра. Ожидается, что в этот раз суд завершит оценку всех доказательств, квалифицирует действия Васильевой и других фигурантов и назначит им наказание. Однако не исключается, что чтение судебного акта может продолжиться и в последний предпраздничный день, 8 мая.

Адвокат Васильевой Хасан-Али Бороков уже зявил BFM.ru, что защита намерена обжаловать приговор суда. «Нас не устроит ни один приговор, кроме оправдательного, каким бы ни было наказание. Потому что мы считаем, что преступления не было», — сказал он.

Преступная схема

Судебное разбирательство по «делу «Оборонсервиса» стартовало в июле 2014 года. За это время суд допросил более 160 свидетелей, среди которых был и бывший министр обороны России Анатолий Сердюков. По версии следствия, он стал жертвой обмана своей фаворитки.

Евгения Васильева, «используя авторитет занимаемой должности и личные связи с руководством Минобороны России», смогла убедить членов совета директоров компании «Оборонсервис» в том, что агентом для реализации имущества Минобороны должен стать созданный ею Центр правовой поддержки «Эксперт». Компания была оформлена на бывшую однокурсницу Васильевой Екатерину Сметанову (жену Максима Закутайло, — BFM.ru). Фирма получала 5% от каждой сделки, что нередко составляло десятки миллионов рублей.

В суде Сметанова, а также сменившая ее в качестве собственника и гендиректора «Эксперта» (позже компанию переименовали в ООО «Мира») Динара Билялова рассказывали, что хотя юридически в фирме Васильева была «никем», но фактически именно она управляла компанией и распоряжалась полученными доходами. По словам Сметановой, несколько месяцев деньги от сделок находились на счетах «Эксперта», а потом по указанию Васильевой были переведены на счета ООО «ВитаПроджект». Эта фирма, согласно материалам дела, стала покупателем нескольких объектов: магазина «Мосвоенторга» на Арбате, акций 31-го Государственного проектного института спецстроительства, также компания пыталась купить здание Управления торговли Московского военного округа на Большой Серпуховской улице. Последняя сделка сорвалась по техническим причинам. Обвинение утверждало, что военное имущество продавалось по заниженным ценам.

Позиция Васильевой

И на следствии, и в суде Евгения Васильева это отрицала. Она заявила, что строго соблюдала закон, и вся ее деятельность была направлена «исключительно на защиту государственных интересов». По словам подсудимой, никто не доказал, что «Эксперт» принадлежал ей, объекты продавались не по заниженной, а по завышенной цене, а ущерб в 3 млрд — это «нарисованная цифра», которая появилась в результате ошибок следствия и сомнительных экспертиз. «Ущерба попросту не существует, также как якобы украденных мною картин, 13-комнатной квартиры, в которой я живу, арестованных офшорных счетов и вообще коррупции в Минобороны», — заявила в последнем слове фигурантка.

Бывший начальник Васильевой защищал починенную, с которой его связывали неформальные отношения. С третьей попытки придя в суд, Анатолий Сердюков заявил, что Васильева его не обманывала, и сообщил об отсутствии ущерба.

Широкомасштабное расследование дела «Оборонсервиса» стоило ему должности. В отношении экс-главы военного ведомства даже возбудили дело о халатности, но в 2014 году его прекратили по амнистии.

Вскоре Сердюков нашел себе работу в структуре госкорпорации «Ростехнологии», возглавив Федеральный исследовательский испытательный центр машиностроения.

Теперь главный вопрос — какой Васильевой назначат срок. Запрошенное прокуратурой для главной фигурантки наказание в 8 лет лишения свободы условно со штрафом в 1 миллион рублей потрясло представителей следствия. Для четверых других подсудимых обвинение запросило от 4 до 6 лет колонии условно со штрафом от 300 до 900 тысяч рублей. Они находятся под подпиской о невыезде, а Васильева — под домашним арестом.

Впрочем, по закону судья не связана с мнением прокуратуры, она может назначить как условный, так и реальный срок.

Ранее ни один из представших перед судом фигурантов многочисленных дел «Оборонсервиса» не получал условного наказания, даже за сотрудничество со следствием. А им вменялось куда меньше эпизодов, чем Евгении Васильевой, да и ущерб от их действий был гораздо скромнее.

Никто не получал условно

Так, 5 апреля 2013 года Тверской суд приговорил к 2,5 годам лишения свободы бывшего начальника отдела продаж ООО «Правовой центр «Эксперт» Николая Любутова за попытку мошенничества при продаже имущества Минобороны. За 3 млн рублей он обещал ускорить изготовление директивы министра Анатолия Сердюкова и победу коммерческой организации в аукционе по продаже принадлежавшего военному ведомству здания Щелковского комбината бытового обслуживания. Подсудимый признал вину и заключил сделку следствием, но вместо условного срока получил реальный.

24 июля 2013 года вслед за Любутовым в колонию отправился бывший топ-менеджер компании «Мира» (новое название ЦПП «Эксперт» после реорганизации) Дмитрий Митяев. Он был осужден на 2 года и 8 месяцев лишения свободы по тому же делу. В отличие от Любутова, Митяев вину отрицал.

2 апреля 2014 годаТаганский суд приговорил к 4 годам лишения свободы и 800 тысячам рублей штрафа экс-гендиректора ООО «Мира» Динару Билялову. Такой срок она получила за один эпизод мошенничества (ч.4 ст. 159 УК РФ). В деле шла речь о продаже комплекса зданий Главного управления обустройства войск в Большом Предтеченском переулке. Их стоимость занизили на сотни миллионов рублей. ООО «Мира» незаконно заработало на этом около 123,5 млн рублей агентского вознаграждения, при этом в действительности не оказывая никаких услуг. Позже Мосгорсуд снизил Биляловой наказание до 3 лет лишения свободы. Фигурантка также заключила сделку со следствием и явно рассчитывала на условное наказание.

16 июня 2014 года по приговору Замоскворецкого суда Москвы 3 года лишения свободы в колонии-поселении получила бывший гендиректор 439-й Центральной экспериментальной военно-картографической фабрики военного ведомства Наталья Дынькова. Ее сын Николай Дыньков был осужден на 2 года колонии. Суд пришел к выводу, что подсудимые причинили государству ущерб в размере 11,5 млн рублей, сдав на заведомо невыгодных условиях в аренду принадлежавшие Минобороны здания 39-й Центральной экспериментальной военно-картографической фабрики на улице Большая Полянка. Подсудимые вину отрицали.

30 апреля 2015 года Савеловский суд вынес обвинительный приговор еще двум фигурантам одного из дел «Оборонсервиса». Бывший гендиректор ОАО «Воентелеком» Николай Тамодина был осужден на 6 лет лишения свободы, а менеджер Сергей Побежимов приговорен к 5 годам заключения. Каждому в качестве дополнительного наказания также был назначен штраф в 1,4 млн рублей и 1,1 млн рублей соответственно. По данным следствия, в 2011-2013 годах в ходе исполнения госконтракта по ремонту оборудования и техники связи Тамодин и его подчиненные закупали через субподрядные организации по заниженной стоимости изделия, которые в последующем использовались как новые в производственной деятельности.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию