Пятница, 29 марта 2024
28 января 2016, 22:15 ТехнологииНаука

Ученые обнаружили в сознании человека критическую точку

Ученые из Института медицинской психологии при Университете Киля в Германии создали математическую модель, которая помогла понять природу человеческого сознания. Об этом сообщает Science.

Результаты исследования опубликованы в Journal of the Royal Society Interface. Авторы работы — группа немецких физиков и нейрофизиологов. Созданная ими математическая модель позволила найти ключевые отличия в мозговой активности человека во время бодрствования и сна. Кроме того, обнаружена критическая точка в сознании, определяющая его состояние.

В исследовании приняли участие 20 добровольцев. Ученые вводили им мощное снотворное, применяемое в медицине для наркоза. При помощи МРТ фиксировалась активность головного мозга в состоянии сна и сознательного бодрствования. Исследователи заметили, что при переходе от одного состояния к другому заметно изменяется мозговая активность. Математический анализ показал, что сознание является продуктом «сбалансированного хаоса». Во время бодрствования мозг ведет себя активнее. Он максимально использует все свои зоны и структуры, объединяя их в единую систему. А в период вызванного наркозом сна погружается в «пониженное состояние» и задействует не все структуры.

Ученые заявили о существовании диапазона активности. По их мнению, сознание возникает и существует в критической точке — моменте «сбалансированного хаоса», когда мозг задействует все ресурсы нервной системы и успешно координирует их взаимодействие. Превышение этого порога приводит к психическим расстройствам, а при понижении человек теряет сознание.

Полученные данные планируют использовать для разработки нового метода терапии по выводу пациентов из комы.