16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 86.30 / ₽ 7962
  • RTS1126.84
5 июня 2017, 07:11 ФинансыМакроэкономика
Спецпроект: ПМЭФ-2017

Цифровая болезнь или цифровая экономика?

Лента новостей

Как сказал Шувалов на Петербургском форуме, Путин «заболел цифровой экономикой». Сам президент поставил эту тему на одно из первых мест. Главный редактор Business FM Илья Копелевич — о предварительном диагнозе

Фото: depositphotos.com

Вице-премьер Игорь Шувалов сообщил на Петербургском форуме, что Владимир Путин «заболел цифровой экономикой». Сам президент в своем выступлении поставил эту тему на одно из первых мест, пообещав, в том числе, гибкую нормативную базу. Сразу возникли споры: к чему это?

В сети некоторые предрекают новый «закон Яровой», другие пишут, что Путин ставит на биткоины, третьи — про электронную торговлю. Но полезно будет узнать, что это вообще про другое. Популярный в узких кругах прогноз: в ближайшие десять лет нас ждет еще один большой апгрейд, который изменит все. Коротко: если сейчас в интернете общаются люди, то завтра там будут общаться предметы и роботы.

Все уже слышали про интернет вещей — это когда со смартфона вы будете давать холодильнику команду разморозить курицу. Это полбеды. Теперь представьте, что в поля поедут беспилотные комбайны под контролем дрона. А беспилотные такси приедут по заказу через «Яндекс» — это уже в стадии испытаний. В общем, робот, управляемый через интернет, станет универсальным средством почти во всем. А электронная торговля, деньги и даже соцсеть — это уже частности.

О программе развития цифровой экономики Business FM на форуме рассказал замминистра связи Алексей Козырев. Она — не про то, как кого-то ограничить. Она про то, что объем передачи данных через сеть должен возрасти на порядки. И для этого нужна новая инфраструктура.

Алексей Козырев заместитель министра связи РФ «Прежде всего, это 5G-связь, которая позволяет на один квадратный километр огромное количество устройств подключить без проводов, любые датчики, устройства автономные, которые будут создавать новые данные. Для того чтобы технология запустилась, уже сейчас надо заниматься и расчисткой спектра радиочастотного, где они будут работать, и созданием стандартов для этой технологии, чтобы все устройства могли между собой взаимодействовать. Магистральные каналы связи, оптика — они должны действительно связать всю страну, так, чтобы у нас вся территория была подключена. И вот это строительство оптики — тоже важная часть программы».

Программа, кстати, только разрабатывается, потому что она стоит денег, и здесь, возможно, будет как со строительством платных дорог — государственно-частное партнерство. Хорошо бы не отстать, по оснащенности мы не внизу списка, но и не в лидерах. И без нормативной базы, так напугавшей некоторых, никак не обойтись.

Но вопрос шире. Цифровая экономика, если в нее поверить, изменит все. Сокращение численности рабочих в мире — это уже устойчивый тренд, дальше это пойдет все быстрее. И драйвером роста становится другого типа бизнес, о чем, кстати, очень многие на форуме говорили.

В связи с этим — возвращаясь к реальности. Интересная, на мой взгляд, реплика Александра Идрисова, президента консалтинговой компании Strategy Partners Group. Он говорил о том, чего не хватает во всех программах. Россия находится на 80 месте по рейтингу Всемирного экономического форума по доступности финансовых ресурсов для бизнеса. И дело не только в ставке.

Александр Идрисов президент консалтинговой компании Strategy Partners Group «80% активов 20 лет назад были так называемые тяжелые компании. Это заводы, пароходы, пристани, баржи, движимое, недвижимое имущество в огромных объемах, металлургические комбинаты. Сегодня мы имеем уже другую структуру экономики. А мировая экономика ровно наоборот поменялась. 80% бизнеса сегодня — легкие компании, у которых нет никакого имущества. Это компании, которые работают на медиарынке, как ваша. Это компании, которые занимаются разработкой ПО, это инжиниринговые компании, которые обеспечивают сервис. Что они могут заложить? Им нечего закладывать. Представьте себе, огромная часть экономики, которая должна быть вовлечена в экономический оборот. Банки, к сожалению, не могут распространять свои инструменты сегодняшние на них только потому, что регулирование очень жесткое. Вот это проблема. Я бы пошел к президенту на месте Титова и говорил: слушайте, я не тот человек, который должен говорить о политике и количественном смягчении или об эмиссии, это не моя задача. Я прошу вас поставить перед главой ЦБ простую цель: в течение пяти лет перейти на 30-ю позицию в мире по доступности финансирования. Просто решите, вы креативные в ЦБ, у вас огромное количество экспертов, поговорите с финансовым рынком, с экспертами, компаниями. Найдите способ, как перевести нас на более высокую позицию по конкурентоспособности финансовой системы. Она сдерживает развитие и рост экономики».

Дальше — оставим место скептикам.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию