16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1136.69
7 августа 2017, 04:27 ПолитикаКонфликты

Лавров vs Тиллерсон: о чем говорить, когда говорить не о чем? Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В Маниле прошли переговоры министра иностранных дел Лаврова и главы Госдепа США Тиллерсона. Несмотря на сложность отношений двух представляемых ими стран, переговорщики нашли темы для обсуждения

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Маниле на полях мероприятий по линии АСЕАН прошла встреча главы МИД России Сергея Лаврова с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. По словам российского министра, он разъяснил коллеге подробности решений России в ответ на принятие США закона о новых санкциях. Он также заявил, что Москва готова к нормализации диалога с Вашингтоном при отказе США от конфронтации. В чем же может состоять сотрудничество двух стран в новых условиях? Ведь после того как Конгресс США превратил антироссийские санкции в бессрочные, сделать это непросто.Подробнее — в комментарии Георгия Бовта.

Перед Лавровым и Тиллерсоном стоит задача найти возможности избежать дальнейшей деградации отношений и найти те области, по которым возможен диалог. К примеру, Лавров, по его словам, напомнил госсекретарю о необходимости сотрудничества в сфере кибербезопасности, о чем вроде бы договорились в июле президенты России и США в Гамбурге. Однако эта тема в свете скандала вокруг так называемого вмешательства русских хакеров в американские выборы вызывает стойкое раздражение в том же конгрессе, который фактически запретил Трампу создавать совместную группу с Москвой по противодействию киберугрозам.

Предметом диалога между странами пока еще останется традиционная со времен холодной войны тема ограничения вооружений, да избегания дальнейшего обострения уже имеющихся конфликтов. Но и тут все непросто. Договорились вроде бы продолжать работу по сирийскому урегулированию. В частности, по деэскалации в районе Идлиба, где сосредоточены основные силы радикальных исламистов. Однако там существенное влияние на ситуацию оказывает еще и Иран, против которого США недавно также ужесточили санкции и с которым разговаривать не желают.

Еще договорились, что в ближайшее время спецпредставитель президента США по Украине Курт Волкер встретится со своим визави Владиславом Сурковым. Разговор заведомо будет непростым, поскольку и сам Волкер, и другие влиятельные лица в администрации США и конгрессе выступают за предоставление Украине летального оружия, в частности, противотанковых ракет «Джавелин». Соответствующая поправка к проекту бюджета внесена в конгресс и будет с высокой вероятностью принята осенью. Так что, первая же встреча Волкера и Суркова может пройти в формате предъявления Москве ультиматума, что вряд ли поможет делу. Более перспективным мог бы стать диалог по ограничению стратегических ядерных вооружений. Даже в годы холодной войны об этом как-то удавалось договариваться.

Действующий договор по СНВ предусматривает сокращение числа размещенных ядерных боеголовок до 1 550 у каждой из сторон на развернутых 700 носителях к 5 февраля 2018 года. Договор истекает в 2021 году и может быть пролонгирован на пять лет. Однако и тут есть отягощающие обстоятельства, а именно острые разногласия между Москвой и Вашингтоном по вопросам развертывания американцами системы глобальной противоракетной обороны с целью нейтрализовать потенциальный «удар возмездия» со стороны России, повысив тем самым неуязвимость самих США.

Также Америка грозится выйти из Договора по ракетам средней и меньшей дальности, после чего таковые могут появиться в Европе вблизи наших границ, как это было в начале 1980-х годов. Вашингтон давно обвиняет Москву в том, что она нарушает этот договор, проводя испытания таких ракет.

Лавров и Тиллерсон условились сохранить формат оперативных контактов по линии замминистров Рябкова и Шеннона. Формат придумали в ходе апрельского визита Тиллерсона в Москву, чтобы прорабатывать варианты улучшения отношений в разных сферах. Пока было всего две встречи, обе посвящены вопросу об арестованной российской дипсобственности. Обе были бесполезными. Так что, конечно, можно продолжать делать вид, что диалог продолжается, однако говорить почти не о чем. К тому же, если Москва сейчас пойдет на какие-то уступки США, включая, например, решение северокорейской ракетно-ядерной проблемы, то тем самым она как бы даст понять, что на нее можно давить санкциями, и это приносит плоды. Поэтому наиболее вероятный сценарий взаимодействия по линии МИД — сдержанно улыбаться, жать руки, долго беседовать о будущем и совсем уж неотложном настоящем, а также произносить миролюбивые фразы о готовности сотрудничать, если, мол, США сойдут с пути конфронтации. Но поскольку США никуда с этого пути сходить не собираются, то можно пока ничего не делать, а там видно будет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию