16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.04 / ₽ 8190
  • RTS1160.60
8 ноября 2017, 19:23 Технологии

«Управляемый хаос» в небе: в Московском центре управления полетами сбой за сбоем

Лента новостей

Новая система «Синтез-АР4» дважды выходила из строя. Авиадиспетчеры говорят, что это никак не угрожает безопасности полетов. Но опасения остаются — в Московском центре управления, возможно, творится контролируемый, но хаос

Фото: Александр Щербак/ТАСС

Новая система «Синтез-АР4», с помощью которой ведется управление воздушным движением над столицей и центром европейской части страны, за 17 дней работы дважды выходила из строя. Это следует из письма руководителя Госкорпорации по организации воздушного движения Игоря Моисеенко заместителю министра транспорта Валерию Окулову, передает ТАСС.

Как сообщается в письме, 19 октября произошел отказ в комплексе автоматизации управления воздушным движением на секторе «Москва-подход 2». Это зона прилета и вылета над «Шереметьево». 24 октября возникла другая неисправность — в модуле автоматической обработки сообщений.

В одном из случаев система не работала два часа. Это время потребовалось на перезапуск серверных программ, сообщили ТАСС в компании — разработчике системы концерне «Алмаз-Антей». Длительное время устранения поломки объяснили отсутствием опыта у персонала. По словам источника агентства, сбои могли привести к опасному сближению самолетов в воздухе, но в концерне это отрицают. На безопасности полетов это не отразилось, сообщил Business FM авиадиспетчер первого класса Московского центра Игорь Кирилюк:

Игорь Кирилюк авиадиспетчер первого класса Московского центра «У нас при управлении воздушным движением на определенном секторе сидят два авиадиспетчера, и у них две системы независимые. И вот на одном основном месте у одного диспетчера, допустим номер один, некорректно отображалась на мониторе информация о воздушных судах. Но на втором месте, что и обязан делать второй диспетчер, контролирующий первого диспетчера, у него такой же монитор, и он обязан следить за информацией, за работой диспетчера первого, и также в этот момент у него корректно отображалась информация. Поэтому такого сумасшедшего сбоя, опасности не представляло для воздушных судов, потому что все постоянно корректируется, идет взаимодействие между первым и вторым авиадиспетчером. Поэтому, если из 60 рабочих мест даже одно зафилонило, тем более система же новая, это как новый телефон. Как американский телефон с надкусанным яблоком, он же тоже постоянно обновляется. Эта система, которую нам ЦУП ввел месяц назад, она сто процентов будет постоянно модернизироваться, обновляться, дополняться. Конечно, для диспетчера это непонятно было в первые секунды. Как это так? На одном мониторе отображается одна картинка, на другом — другая. Это если опытный диспетчер, у нас за локаторами все сидят опытные диспетчеры. Они сразу этот момент усекли, увидели и поняли, что идет разногласие между отображением информации на мониторах, и тут же поняли, что есть какая-то ошибка».

Система «Синтез-АР4» была введена в строй 9 октября. До этого в Московском авиаузле использовалась шведская система «Теркас», которая была установлена еще в 1981 году. По информации газеты «Коммерсантъ», ресурс «Теркаса» был исчерпан 20 лет назад. С 2015 года произошло четыре полных отказа системы, нагрузка ложилась на резервную систему, установленную в 2008 году. Вместе с вводом новой системы также был принят в эксплуатацию новый Центр управления полетами. Общая сумма инвестиций в московский ЦУП превысила 3,5 млрд рублей. Насколько опасными могут быть сбои в новой системе?

Вадим Лукашевич экс-конструктор КБ Сухого «Такие системы должны работать безупречно, и мы понимаем, что любая сложная система, возможно, сбоит. Но для этого существуют различные методы ее резервирования, дублирования и так далее. Тот факт, что у нас вырубается дважды в течение месяца, это плохо, и в этой ситуации, если разработчик утверждает, что это ни к чему не ведет, то это неправда. То есть это система, которая занимается именно управлением и регулированием воздушного движения, то есть в которую заведены все коридоры, маршруты, все самолеты в ней опознаются и ведутся, это система координации. Поэтому, если она не работает, ну это сложно, значит, тогда очень большой груз ложится на диспетчеров, которые непосредственно ведут какие-то самолеты. Но дело в том, что эта система еще координирует гражданский и военный сектор, и военные летчики гражданским диспетчерам не подчиняются. Эти все координации — тоже эта система. Поэтому если такая система в какой-то момент времени не работает, то можно сказать, что у нас в небе контролируемый или управляемый хаос, но все-таки это хаос, поэтому говорить о том, что в этот момент безопасность полетов не стала хуже, это безответственно».

В концерне «Алмаз-Антей» сообщили, что по результатам анализа сбоев выработан комплекс мер, направленных на устранение возможности повторения подобных неполадок в будущем.

В Росавиации сбои в новой системе управления воздушным движением над Москвой не комментируют.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию