16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 86.62 / ₽ 8150
  • RTS1160.07
1 декабря 2017, 09:25 Технологии

Начало кибервойны с Западом. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

СМИ опубликовали информацию о разработке «независимого интернета» для стран БРИКС. Зачем потребовалась дублирующая система?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Сопредседатель Ассоциации юристов России, бывший премьер-министр и бывший глава Счетной палаты Сергей Степашин во время работы юридического форума стран БРИКС (куда наряду с Россией входят Бразилия, Индия, Китай и Южная Африка) заявил о разработке «независимого интернета» для БРИКС. Он охарактеризовал это как «рекомендацию Совета безопасности России».

Насколько можно понять слова Степашина, речь идет о создании для участников БРИКС системы дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS). Эта система должна «обслуживать запросы пользователей перечисленных стран на случай сбоев или целевых воздействий» и не зависеть от контроля международных компаний и организаций.

Такие намерения Совбеза подтвердило затем и агентство РБК. В его распоряжении оказался протокол заседания Совбеза, где содержалась рекомендация создать для государств-участников БРИКС собственную «систему дублирующих корневых серверов доменных имен (DNS), независимую от контроля международных организаций ICANN, IANA и VeriSign». О чем идет речь и к чему это может привести? Комментирует Георгий Бовт.

В протоколе заседания Совбеза, который цитируют СМИ, необходимость дублирующей системы корневых серверов обосновывалась «возросшими возможностями западных стран по ведению наступательных операций в информационном пространстве и готовность к их применению», а также «доминированием США и ряда стран Европейского союза в вопросах управления сетью интернет». Специалисты, анализируя соответствующие документы Совбеза, пока расходятся в оценках, о чем именно чисто технологически может идти речь. Либо просто о создании некоторого количества дублирующих (зеркальных) корневых серверов для резервирования и повышения устойчивости российского сегмента глобальной DNS. Либо же, в максимальном случае, о создании странами БРИКС «альтернативного корня» DNS — собственной системы доменных имен с независимой от глобальной системы корневой зоной, иерархией доменов и авторитативными серверами с собственным файлом корневой зоны. По сути, это будет означать прекращение существования интернета как глобальной сети и его раскол на отдельные «суверенные» сегменты.

Оставив в стороне технические споры об осуществимости такой задачи, сроках и, главное, о том, сколь далеко по пути сегментации интернета готовы пойти наши партнеры по БРИКС, надо признать, что разговоры о суверенизации российского сегмента идут уже не первый год. Они резко активизировались на фоне ухудшения отношений с Западом. И Совет Безопасности уже не первый год последовательно идет именно по этому пути. Да и президент Путин не зря еще 2014 году заметил, что интернет создавался как проект ЦРУ и продолжает развиваться в том же духе. А еще раньше, в феврале 2013 года, глава Роскомнадзора Александр Жаров пообещал, что в России будет создан, как он тогда назвал его, «Рунет 3.0», в котором государство и общество будут жить по российским правилам, а не формулируемым в какой-нибудь Америке.

С тех пор Запад и, прежде всего, США в лице своих государственных и негосударственных структур сделали немало для того, чтобы еще больше укрепить российское руководство в правильности следования по пути суверенизации интернета. И то, о чем ранее говорили как о независимых от воли отдельных государств и политики вообще структурах, оказались вполне действенными орудиями в воплощении в жизнь антироссийских санкций. Начать с того, что в 2014 году международные платежные системы Visa и MasterCard реально угрожали российским банкам отключением от системы платежей, а попавшие под американские санкции отдельные банки так и были отключены. В Крым эти две платежные системы, работая уже через Национальную систему платежных карт, вернулись лишь в 2016 году, когда уже появилась российская национальная платежная система «Мир». Зато в том же году Facebook ввел свои санкции против крымчан, заблокировав их коммерческие аккаунты. Многие платежи в Крыму в интернете по-прежнему не проходят.

Наконец, совсем недавно, на фоне неутихающего скандала вокруг так называемого «вмешательства русских в американские выборы», корпорация Google объявила, что ищет технические способы понизить позицию при ранжировании в поисковой выдаче сайтов RT и Sputnik в подборке новостей. И это, мол, никакая не цензура. Все это лишь первые залпы «кибервойны».

Что касается разговоров скептиков относительно неосуществимости идеи полной сегментации интернета, помнится, несколько лет назад примерно то же самое говорили о невозможности цензуры в интернете. Но сегодня Роскомнадзор блокирует сайты легко и непринужденно, как семечки щелкает. Технологии не стоят на месте. Особенно когда за дело берется государство. И особенно когда речь идет, по сути, уже о «военных технологиях». А мы ведь сейчас находимся уже не на пороге, а именно в состоянии кибервойны с Западом. Пока в лице отдельных его структур. Но следующим этапом станет уже война тотальная, которую, возможно, даже объявят священной, где вопрос цены не стоит.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию