16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.12 / ₽ 8152
  • RTS1171.06
5 июля 2018, 05:02 Политика

Трамп в изоляции по «русскому вопросу». Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Сенат США настаивает на вмешательстве России и ее президента в американские выборы и заявляет, что имеет неопровержимые доказательства. Сенаторы пошли в информационную атаку в преддверии встречи Трампа и Путина

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Комитет сената США по разведке опубликовал предварительный доклад по делу о так называемом вмешательстве русских в выборы в США в 2016 году. В нем сенаторы от обеих партий солидарны с выводами разведывательного сообщества США о том, что такое вмешательство было и тому есть новые неопровержимые доказательства. Целью этого вмешательства было конкретно приведение к власти Дональда Трампа. При этом доклад не ставил целью ответить на вопрос, был ли сговор между избирательным штабом Трампа и российскими представителями с целью повлиять на выборы в его пользу. На этот вопрос ищет ответ команда спецпрокурора Роберта Мюллера, который ведет отдельное расследование, выдвинув уже обвинения против трех членов предвыборной команды президента. А бывший глава избирательного штаба Трампа Пол Манафорт уже находится под стражей в ожидании суда. Как данный доклад повлияет на ход росийско-американского саммита 16 июля в Хельсинки? Об этом рассуждает Георгий Бовт.

Недавно Дональд Трамп в очередной раз заявил: русского вмешательства в выборы 2016 года не было. Сенаторы его решительно опровергают. В предварительном семистраничном докладе они однозначно говорят — было. И тому якобы есть многочисленные убедительные доказательства, которые, правда, тут не приводятся, но их обещают опубликовать в полной версии доклада комитета, которая будет, впрочем, частично засекречена.

Затем, возможно, последуют слушания с вызовом свидетелей и показаниями под присягой. В главном своем выводе сенатский комитет по разведке, где председателем республиканец Ричард Бурр из Северной Каролины, противоречит выводам ранее опубликованного доклада комитета по разведке палаты представителей, где председателем — правый республиканец Девин Нуньес из Калифорнии.

Конгрессмены написали в своем документе, что доказательств вмешательства России недостаточно. Правда, с республиканским большинством комитета палаты представителей тогда не согласились конгрессмены-демократы. Нынешний же доклад опубликован на основе двухпартийного согласия.

Комитет сената по разведке пришел к однозначным выводам: вмешательство было масштабным и целенаправленным. Оно осуществлялось в различных формах — в форме кибератак, которые продолжались на протяжении всей избирательной кампании, в форме пропаганды российских СМИ, отдававших однозначное предпочтение Трампу и работавших на дискредитацию Клинтон, а также в манипуляциях соцсетями. Говорится и о попытках хакерского внедрения в работу американских местных избирательных комиссий.

В докладе содержится прямое обвинение против российского президента: «Мы считаем, что президент Владимир Путин отдал приказ оказывать влияние на кампанию 2016 года с целью повлиять на ее результаты. Целью России был подрыв доверия к американским демократическим институтам, дискредитация секретаря Клинтон, нанесение ей электорального ущерба, а также вреда ее потенциальному президентству. Мы также считаем, что Путин и российское правительство однозначно отдавали предпочтение Дональду Трампу».

Сенаторы, таким образом, поддерживают вывод разведсообщества США о том, что Россия именно на государственном уровне помогла Трампу избраться путем дискредитации Клинтон. Поддерживается не только вывод о якобы массированных кибератаках со стороны русских на протяжении всей кампании, но и взлом сервера Демократической партии и получение доступа к нему начиная с июля 2015 года по июнь 2016-го. Отдельные пассажи посвящены пропагандистской, как сказано, деятельности Russia Today и Sputnik.

Доклад сенатского комитета создает крайне неблагоприятную информационную картину в преддверии саммита Путина и Трампа. Мало сомнений в том, что он и был приурочен к этому саммиту: идея российско-американского «потепления» почти никого в конгрессе США не греет. Фактически Трамп оказывается в изоляции по «русскому вопросу» со стороны подавляющей части американского истеблишмента в своем упорном отрицании вмешательства России в выборы.

В этом плане информационный фон накануне встречи с Путиным гораздо хуже, чем накануне встречи Трампа с Ким Чен Ыном. В таких условиях ему вряд ли удастся избежать именно публичной постановки данного вопроса в ходе встречи с российским президентом. Что касается встречи один на один, то там он вполне доверительно может допустить оговорку типа «ну ты же понимаешь, Владимир, я должен это делать, у меня нет выбора».

Судя по почти параноидальному упорству, с которым большая часть американского истеблишмента продолжает изыскания на тему «вмешательства в выборы», устоявшаяся «линия обороны» Москвы, которая сводится к отрицанию того, что мы имели к этому дело на государственном уровне, уже не вполне годится. Нужен новый ход.

На мой взгляд, он мог бы состоять в том, чтобы, не признавая никакой формальной вины за, собственно, пока так и не доказанное с фактами на руках государственное вмешательство, сделать некое совместное заявление в Хельсинки о недопустимости враждебных или подрывных действий в киберпространстве друг против друга. Отчасти это может разрядить ситуацию вокруг главной проблемы, препятствующей восстановлению российско-американских отношений. Хотя и не устранит ее полностью.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию