16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.92 / ₽ 8272
  • RTS1163.08
8 августа 2018, 02:28 Политика

Рискованный бизнес с Ираном. Кто пойдет против санкций США?

Лента новостей

Несмотря на так называемый блокирующий статус, который ввел Евросоюз, некоторые компании намерены прекратить свою деятельность в Иране

Фото: Imago/ТАСС

Американские санкции против Тегерана заработали. «Любой, кто ведет бизнес с Ираном, не будет вести его с США», — написал в Twitter Дональд Трамп. Ранее Евросоюз принял поправки в закон о защите европейского бизнеса в Исламской Республике и заявил о намерении защитить субъекты экономической деятельности, «вовлеченные в законный бизнес с Ираном».

Несмотря на новый европейский закон, немецкий автопроизводитель Daimler объявил, что прекращает свою деятельность в Иране. О своем уходе из этой страны также сообщили французский Air Liquide и некоторые немецкие банки.

Крайне неприятная сейчас ситуация у Airbus: компания подписала с Ираном контракт на 100 самолетов, но пока поставила лишь несколько из них. Тут европейский производитель ничего поделать не может: эксплуатация лайнеров невозможна без американских лицензий на комплектующие.

Почти наверняка покинет иранский рынок и французская Total, которая вместе с китайской CNPC подписала контракт на разработку месторождения Южный Парс. Впрочем, для нее это будет означать потерю лишь уже инвестированных 100 млн евро, что для одной из крупнейших нефтяных компаний не так уж болезненно.

Однако многие другие компании пока не торопятся делать резкие заявления или занимают половинчатую позицию. Так, представитель Siemens, которая подписала с Ираном контракт на поставку 12 газовых турбин, заявил Agence France-Presse, что компания будет действовать «строго в соответствии с международным законодательством», но при этом уклонился от прямого ответа на вопрос о возможном прекращении контракта.

Renault, которая за первое полугодие этого года продала в Иран более 61 тысячи автомобилей, 16 июля заявила, что не собирается прекращать свои продажи в республике, но думает о том, чтобы их сократить. Можно предположить, что куда проще и комфортнее сейчас себя чувствует Volkswagen, которая лишь намеревалась выйти на иранский рынок, но не успела этого сделать. Эта компания имеет очень значительные бизнес-интересы в США.

А вот многие другие крупные компании, которые сделали многомиллионные инвестиции в иранскую экономику, пока что не торопятся объявлять о своем уходе с этого рынка. Но все равно противостоять американским санкциям в результате осмелятся очень немногие, считает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» Сергей Хестанов:

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие Брокер» «Компании прежде всего будут сравнивать свой товарооборот в США с Ираном. Для большей части хоть сколько-нибудь крупных компаний США на два порядка более значимый рынок, чем Иран, тут никаких сомнений в выборе нет. Но какие-то отдельные небольшие компании, у которых отсутствует бизнес в США, теоретически могут попробовать остаться. Тем не менее всегда можно наказать не компанию, которая нарушила, а ее контрагентов. Американский механизм так называемых вторичных санкций на это и рассчитан».

Куда более интересная ситуация складывается с торговлей иранской нефтью. Раньше, когда санкции против Тегерана вводились на уровне ООН, нарушать их было очень рискованно. В частности, можно вспомнить дело турецкого банкира Мехмета Атиллы, которого суд Манхэттена приговорил к 32 месяцам тюремного заключения за многомиллионные операции в обход санкций, наложенных на Иран.

Сейчас ситуация совсем другая. Понятно, что крупные трейдеры все равно будут опасаться связываться с Ираном, но причин скрываться и шифроваться у многих менее крупных будет меньше. В первую очередь такой торговлей будут заниматься Россия и Китай, считает независимый аналитик Дмитрий Лютягин:

Дмитрий Лютягин независимый аналитик «С точки зрения больших объемов понятно, что, если именно государства будут проявлять участие в этом направлении, такие как Россия или Китай, которые против введения такого рода санкций против Ирана, потому что, в частности, сам Китай является потребителем этой нефти, здесь надо смотреть. Я думаю, что Китай может тоже проявить позицию и, не опасаясь каких-то санкций, предположим, через госбанк проводить соответствующие платежи. Китай — крупный потребитель нефти Ирана, и он сейчас также ведет торговую войну с США».

Впрочем, сложно представить, что многие европейские трейдеры откажутся от такого лакомого бизнеса, как покупка с немалым дисконтом иранской нефти и ее последующая выгодная перепродажа в условиях санкций. Европейские власти уже заявили, что прорабатывают возможность делать «нерегулярные» переводы иранскому Центробанку с тем, чтобы Тегеран мог получать прибыль от экспорта энергоносителей. Так как долларовые расчеты с этой страной с 7 августа уже не работают, речь может идти о прямых платежах в евро через ЕЦБ и Euroclear. В этом случае американские санкции парадоксальным образом приведут к тому, чему США всегда противились — переводу международной нефтеторговли в другие валюты, нежели их собственная.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию