16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
28 августа 2018, 05:01 ПолитикаКонфликты

Иранский ответ Вашингтону. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Иран и Сирия договорились о дальнейшем военном сотрудничестве. Такой перспективой озабочены США и Израиль — они вновь заговорили об угрозе химической атаки, которую Россия уже назвала готовящейся провокацией. Как могут развиваться события?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В Сирии с двухдневным визитом побывал министр обороны Ирана Амир Хатами. По итогам встречи подписан ряд соглашений о военном сотрудничестве и об участии Ирана в послевоенном восстановлении Сирии. Представитель Тегерана при этом заявил, что «никакая третья страна не может повлиять на присутствие иранских военных советников в Сирии» и выводить своих военных оттуда он не собирается.

Между тем на днях советник по национальной безопасности США Джон Болтон обсуждал с председателем Совета безопасности России Николаем Патрушевым именно проблему вывода иранских и проиранских формирований из Сирийской Арабской Республики. Как могут развиваться события дальше? Комментирует политолог Георгий Бовт.

Вывод иранских формирований, а также поддерживаемой Тегераном ливанской «Хезболлы» из Сирии является главной тактической задачей не только США, но и Израиля. Израиль сильно обеспокоен перспективой появления иранских военных непосредственно вблизи своих границ на Голанских высотах и ставит задачей-минимум хотя бы их отвод на расстояние не менее 100 километров.

Данный вопрос не раз поднимался в ходе российско-израильских переговоров на высшем уровне. В ходе таких контактов Москва была уведомлена, что Израиль оставляет за собой право наносить удары по иранским формированиям и военным объектам в Сирии, при этом было достигнуто понимание, что российские военные не будут этому препятствовать.

Во время недавних переговоров Патрушева и Болтона в Женеве стороны вроде бы пришли к согласию о том, что Россия выступает за прекращение иранского военного присутствия в Сирии. Об этом же в Хельсинки в июле говорили Владимир Путин и Дональд Трамп. Однако теперь визит иранского министра обороны в Дамаск стал своего рода подтверждением слов Путина, который якобы сказал Трампу, что Москва не в силах достичь этой цели в одиночку, тут требуется российско-американское взаимодействие.

Во всяком случае, так это прозвучало в пересказе Джона Болтона, который при том ссылался и на свои переговоры с российским президентом в Москве накануне Хельсинки. В Сирии находятся тысячи иранских военных советников, а также подразделения шиитской милиции и поддерживаемая Ираном ливанская «Хезболла». Все эти формирования оказали огромную поддержку войскам Башара Асада в ходе проведения наземных операций против исламистов.

Дамаск не может не быть как минимум благодарен своим союзникам. В самое ближайшее время правительственные войска собираются предпринять последнее и решающее наступление в северной провинции Идлиб, являющейся последним крупным оплотом исламистов, в основном из числа запрещенных «Джебхат-ан-Нусры» и ИГИЛ (запрещено в РФ).

В преддверии этого наступления Вашингтон сделал ряд резких заявлений, пригрозив, что в случае применения войсками Асада химического оружия незамедлительно последует массированный удар, который по мощности превзойдет все предыдущие. В ответ на это российский МИД также сделал заявление, указав, что в этой же провинции силами небезызвестной организации «Белые каски» готовится провокация в форме инсценировки химической атаки, для чего на подконтрольную исламистам территорию уже завезены емкости с хлором. По утверждению российского МИД, данная провокация готовится с участием британских спецслужб.

В начале сентября в Тегеране запланирован российско-турецко-иранский саммит для обсуждения перспектив сирийского урегулирования. В этой связи Анкара на днях попросила Москву отложить наступление в Идлибе, поскольку там находятся в том числе опекаемые Анкарой оппозиционные Асаду исламисты. Судя по резкости заявлений, звучащих в настоящее время из Вашингтона в адрес Ирана, можно предположить, что американцы могут нанести ракетно-бомбовый удар по Сирии даже до саммита в Тегеране.

Теоретически взаимодействие между Москвой и Вашингтоном по вопросу о дальнейшей роли Ирана в политической судьбе Сирии могло бы стать одной из немногих тем относительно конструктивного взаимодействия. Особенно актуального в свете грозящего России второго пакета санкций за якобы нарушение закона о запрещении химоружия, первый пакет которого был задействован в понедельник.

Однако если в Сирии снова произойдет инцидент с использованием химоружия, то с высокой вероятностью США снова обвинят Россию в том, что она потворствует режиму Асада в этих действиях. Это, как и последующий удар западной коалиции по Сирии, не только сорвет взаимодействие Москвы и Вашингтона по иранской теме, но и создаст дополнительное политическое давление в пользу ужесточения санкционного давления на Россию. Такое впечатление, что события развиваются по уже заранее написанному сценарию вне зависимости от всяких переговоров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию