16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.22 / ₽ 8220
  • RTS1178.69
15 сентября 2018, 14:24 Политика

Эксперты высказали сомнение в расследовании The Bellingcat о Петрове и Боширове

Лента новостей

Ранее The Bellingcat и The Insider опубликовали часть совместного расследования, которое, по их мнению, доказывает, что люди, которых Лондон называет подозреваемыми в отравлении Скрипалей, причастны к российским спецслужбам

Руслан Боширов и Александр Петров во время интервью главному редактору телеканала RT Маргарите Симоньян.
Руслан Боширов и Александр Петров во время интервью главному редактору телеканала RT Маргарите Симоньян. Фото: ТАСС

Обновлено 16:46

Журналисты позвонили по телефону из-за документов ФМС на имя Александра Петрова. Патрику Ривелу из ABC News и Оливеру Кэрролу из газеты The Independent ответили, что это номер Минобороны России. Об этом оба корреспондента сообщили в Twitter. По словам Кэррола, собеседник повесил трубку после вопроса, работал ли Петров в этом министерстве.

Журналисты-расследователи из группы The Bellingcat и The Insider утверждают, что им якобы удалось подтвердить причастность Александра Петрова и Руслана Боширова к спецслужбам. Полную версию расследования журналисты обещают опубликовать в начале следующей недели, пока приводят первую часть.

По информации The Insider и The Bellingcat, в базе Федеральной миграционной службы отсутствуют данные на Александра Петрова до 2009 года, хотя родился он по паспорту в 1979-м в городе Котлас Архангельской области. В обычных досье на «простых смертных» есть заметки о получении других национальных и загранпаспортов, факты регистраций по разным адресам, в досье Петрова — пусто. Свой паспорт в 2009 году он получил «взамен испорченного». В досье указан номер этого «испорченного» паспорта, которого никогда не существовало в природе.

Обратная сторона заявления Петрова на выдачу паспорта не заполнена, она предназначена для служебных отметок. Сверху там стоит печать «Сведений не давать», а также надпись от руки «есть письмо С.С.». Эта приписка означает «есть письмо с пометкой совершенно секретно».

Российские паспорта Петрова и Боширова, по информации журналистов, выданы УФМС 770001 по Москве. Документы в этом управлении получают либо привилегированные лица за взятку, либо представители силовых органов, утверждается в расследовании.

Бывший сотрудник миграционной службы пояснил BBC, что штамп «Сведений не давать» ставят сотрудникам спецслужб и высокопоставленным чиновникам, чтобы ФМС не выдавала их персональные данные судебным приставам и другим службам. Однако другой источник BBC, занимавшийся выдачей паспортов, описал такую процедуру: заявления на паспорт от спецслужб не проходят через рядовых сотрудников, а хранятся в отдельных сейфах и кабинетах, поэтому подобные печати им могут быть просто не нужны. В 2016 году Федеральную миграционную службу упразднили, ее полномочия передали МВД.

Расследование The Bellingcat Business FM прокомментировал бывший заместитель директора ФМС Вячеслав Поставнин. С ним беседовала Анна Моргунова:

— Почему могут отсутствовать данные на Александра Петрова до 2009 года?

— Странно, как только вы получаете паспорт, так называемая форма № 1, ваша фотография и ваши документы двигаются с вами всю жизнь. В 90-е годы было, когда и паспортные данные прятали. У всех, кто работал против организованной преступности, официальными письмами, служебными записками эти данные закрывали, чтобы преступники не могли найти ваш адрес, членов вашей семьи.

— Почему у него могли быть эти печати «Сведений не давать» и приписка «Есть письмо С.С». Кем они могли бы быть?

— Не знаю, нелегалами если только. Но тогда таких документов вообще не должно было там быть. С официальными службами, понятное дело, специальный порядок. Если мы говорим о сотрудниках ФСБ, конечно, все делается специальными подразделениями, специальными людьми, которые для этого прикомандированы. ГРУ, я вообще-то не помню, чтобы присутствовал каким-то образом.

— Паспорт в 2009 году он получил взамен испорченного, но в досье указан номер этого испорченного паспорта, которого, как выяснилось, вообще не существовало.

— Надо сидеть было в архиве, все копать. Я вел уголовное дело, проследил, как крали бланки паспортов, как их пытались замаскировать. Это требует запросов, подтверждения документов. Если туда зашли и все быстренько выяснили и посмотрели, тогда у нас вообще система какая-то дырявая. Я этих преступников искал, наверное, целый год. Либо кто-то целенаправленно слил эту информацию.

Магистральную базу данных, где содержится информация о паспортах всех россиян, оперативно нашли журналисты The Bellingcat, и этому не удивлен их коллега, шеф-редактор The Insider Роман Доброхотов:

Роман Доброхотов шеф-редактор The Insider «Год назад, например, мы писали расследование о том, как торгуют российскими базами данных. В открытую продажу попали базы банковских должников, где есть представители особо засекреченных подразделений ФСБ со всеми именами и паспортными данными, званиями, было ясно, в каких подразделениях они работают. Это в том числе были те подразделения, которые непосредственно должны были отвечать за то, чтобы такие базы данных не попадали в продажу. [Базы] продают сотрудники. Есть разные способы передачи: есть даркнет, есть просто люди, которые имеют непосредственный прямой доступ и просто торгуют выписками. Мы достаем два документа: один — это паспортные данные, второй — список регистрации на рейс. И сразу же видим там две вещи, которые нам напрямую указывают, что речь идет о сотрудниках спецслужб. В паспортных данных часть информации закрыта. Мы видим в посадочных документах, что у них загранпаспорт отличается одной цифрой. Если бы Боширов был сыном Петрова и Петров подавал на госуслуги два документа, это могло бы быть. Но если это два человека не родственника, а просто знакомых, у них не могут паспорта просто так отличаться одной последней цифрой. Это явно были так называемые спецпаспорта, которые выдают агентам. Пометка «С.С» объясняла, почему у него часть документов просто отсутствует или они не заполнены. Данные, которые скрыты, не проходят через рядовых сотрудников. Сам факт того, что часть данных скрыта, и есть доказательство того, что они работают на спецслужбы. Где-то есть их полные данные, но нам они не нужны, нам достаточно того факта, что они отсутствуют в этой магистральной базе. У доблестных спецслужб просто нет выбора: либо надо бороться с коррупцией и сделать так, чтобы никто не продавал, либо надо просто все данные наших спецслужбистов закачивать в базу, а это еще хуже. Полностью убрать его из базы тоже нельзя, потому что человеку жить вообще без каких-либо присутствий в базе невозможно в России, даже агенту, если они этим паспортом вообще в России пользуются, у них должно быть хотя бы какое-то минимальное присутствие. Это очень простой способ проверить человека на то, является он сотрудником или нет».

Официальный представитель российского МИД Мария Захарова считает дезинформацией сообщения о документах, указывающих на связь этих людей со спецслужбами. «Базу ФМС только сегодня взломали? Про Петрова и Боширова Лондон объявил давно. Еще раньше их начали подозревать. И все это время никаких «баз данных» не было? Не было, потому что было другое направление мысли: таких людей вообще нет. Именно это и заявила британская полиция, когда опубликовала их фотографии. А тут люди нашлись, — написала она в Facebook. — Но главный вопрос в другом. Почему The Bellingcat легче за ночь «взломать базу данных ФМС», чем раздобыть хоть одно доказательство «причастности» Петрова и Боширова к отравлению?»

Если бы спецслужбы делали документы для прикрытия, они бы работали иначе и эти бумаги точно не попали бы в руки к журналистам, уверен полковник запаса ФСБ, бывший руководитель подразделения КГБ по борьбе с терроризмом Владимир Луценко:

— Это все детский лепет полностью. Нашими спецслужбами накоплен гигантский опыт в сфере нелегальной разведки. Эти документы, их оформление, их продвижение.

— Что вообще может означать отметка «Сведений не давать» и кем они могут быть, если у них стоит такая отметка?

— Работники правоохранительных органов, судьи, важные свидетели, которые закрыты. Но это не работа спецслужб. Такой штамп — это все равно что на лбу у Петрова и Боширова написать «спецслужба».

— Какие у вас остались впечатления от интервью?

— У меня такое впечатление, что ребята не совсем традиционные, очень напуганные. Я бы на их месте тоже напугался. Тем более люди, мне кажется, не искушенные в общении с журналистами. Ребята, конечно, достаточно непрозрачные, и бизнес у них очень сомнительный, но на спецслужбы они абсолютно не тянут.

Между тем главный редактор RT заявила, что BBC опубликовал ее интервью с некорректным заголовком: «Маргарита Симоньян: у меня нет оснований верить Петрову и Боширову». «В реальности на их вопрос я ответила примерно так: «Я верю только в то, что видела своими глазами. С этой точки зрения у меня нет оснований верить на слово Петрову или Боширову, но еще меньше у меня оснований верить вашим спецслужбам, поскольку все время своего существования они врут, и весь мир знает, что они врут», — написала Симоньян.

Российский политик, полковник запаса ФСБ Геннадий Гудков после обнародования интервью RT и появления информации о документах не сомневается в том, что Петров и Боширов имеют отношение к спецслужбам. По его словам, у сотрудников такого уровня наверняка должны были быть основные, подлинные документы и документы прикрытия:

— У сотрудников спецслужб могут быть любые подлинные документы на любые фамилии, на любые ведомства. Они изготавливаются из подлинных бланков, с подлинными печатями. У меня в моей биографии их было несколько. Понятно, что все-таки за рубежом не дураки, поэтому я думаю, что эти люди выезжали по документам прикрытия постоянно за рубеж, чтобы не попадаться в каких-то информационных системах. Но тут было много логических нестыковок, я даже не мог бы представить, что государство способно на такие глупости.

— То есть это дискредитирует и вы все-таки верите, что они действительно сотрудники?

— Отпали последние сомнения, последняя надежда, что вдруг все-таки Петров и Боширов придут с друзьями, приятелями, учителями, родителями, все нам расскажут, объяснят, и мы посрамим весь мир. Не посрамим. Все сомнения сняли. Весь мир над нами смеется.

Некоторые бывшие сотрудники спецслужб отказываются комментировать публикацию о документах Петрова.

По данным о регистрации авиапассажиров, Баширов и Петров купили билеты в Лондон 1 марта, то есть за день до вылета, хотя сами они говорили, что поездка планировалась заранее. Обратно у них были билеты сразу на две даты — вечер 4 марта и на ночной рейс 5 марта. Это данные британской разведки.

Во время интервью телеканалу RT Петрова и Боширова не спросили ни о билетах, ни о паспортах. Власти Великобритании назвали это интервью лживым и сравнили Петрова и Боширова с отпускниками в Донбассе.

Тем временем Tripadvisor временно отключил отзывы о Солсберийском соборе, который последние четыре дня привлекает к себе повышенное внимание.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию