16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.60 / ₽ 8336
  • RTS1160.60
16 мая 2019, 17:14 Технологии

Эксперт о Superjet: «Этот проект я назвал диверсионным»

Лента новостей

В качестве одной из версий катастрофы Superjet в аэропорту «Шереметьево» рассматриваются просчеты в конструкции лайнера

Самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» после пожара в аэропорту «Шереметьево».
Самолет Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» после пожара в аэропорту «Шереметьево». Фото: Reuters

Конструктивные недостатки Superjet рассматриваются в качестве одной из версий катастрофы самолета 5 мая в «Шереметьево». Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на источник, близкий к расследованию.

По его словам, просчет при проектировании мог привести к поломке шасси и повреждению топливных баков, утечке керосина и воспламенению. Накануне источник «МК» сказал, что у Superjet конструктивно неправильно расположен топливный бак — над шасси.

Насколько версия недочетов в конструкции лайнера обоснованна и действительно ли топливный бак Superjet уязвим? «Не только он», — говорит заслуженный работник транспорта, вице-президент Профсоюза летного состава России Альфред Малиновский.

— Действительно, предпочтительно. И так и делают, размещают баки в крыльях, не в центроплане, где под центропланом стойки шасси. Во-вторых, могут быть ошибки в расчете прочности стоек шасси. В-третьих, такие самолеты с двигателями, расположенными в 40 сантиметрах от бетона, — это предпосылка к тому, что они будут черпать грязь, мусор — все, что находится на бетоне, и так далее. Вообще говоря, в такого класса самолетах двигатели располагают высоко, на хвостовом оперении.

— Только ли в топливных баках, шасси и расположении двигателей дело?

— Джойстик — это такая гадость. Джойстик можно сравнить с авторучкой. Попробуйте коротким этим джойстиком дозировать такие тонкие движения. Нельзя. Во-вторых, на левом пульте у командира корабля джойстик стоит слева. Значит, правша этим джойстиком не может управлять левой рукой. Я говорил, что Superjet проектировался тяп-ляп из составляющих, комплектующих систем: тормозной, электро-, гидравлической, управления и так далее. С миру по нитке: Германия, Великобритания, Франция, Соединенные Штаты, Италия. Сколько стран участвовало в его создании? Этот проект я назвал диверсионным. Там системы все не последних продвинутых моделей, а секонд-хенд, уже раскритикованные и так далее. Мне задавали вопрос: ну а как же? Ведь он прошел сертификацию в Европе. Европа проталкивает его. Если такое усилие по продвижению этого самолета, то, знаете, ступу Бабы-яги засертифицируют не глядя.

Но член комиссии при президенте по вопросам развития авиации общего назначения, заслуженный пилот России Юрий Сытник говорит, что сертификат летной годности самолета подтверждает его хорошие качества.

— Если бы это был на самом деле такой просчет, то его уже роняли, он без шасси уже садился в Ирландии. Однако же международные эксперты и те, кто проверяет и выдает документы и сертификат на тип самолета, убедились, что он соответствует федеральным авиационным правилам, то есть нормам летной годности.

— Вообще, какие-то принципиальные различия в конструкции, в расположении топливных баков есть у Superjet с другими лайнерами?

— Нет, конечно. Все одинаковые. Все топливо танкируют в плоскостях. А то, что там говорит этот источник, ну, может быть, хотелось бы шасси сделать, как на Ил-76 или на Ил-86. Тогда был бы весь самолет другой и конструкция другая. Но для нормальных перегрузок, а вообще-то гражданские самолеты должны выдерживать перегрузку 5 единиц, этот самолет соответствует этому сертификату.

— Те прыжки, которые были у Superjet 5 мая, это был какой перегруз?

— Это покажут приборы. Но, на мой взгляд, первое приземление было где-то 3,5, может быть, 4 единицы. А вот последующие удары, естественно, при прогрессирующем «козле» и скоростной посадке, при каждом следующем ударе перегрузка возрастает в полтора-два раза. Если мы даже минимум возьмем — при первом касании было 3, при втором оно могло быть уже 6-8.

— А другой самолет в аналогичной ситуации устоял бы, выжил бы?

— Ни Boeing, ни Airbus не выжили бы. Выжили бы Ту-154, Ту-134, выжил бы самолет Ил-76. Машины тогда делались двойного назначения, как для гражданской авиации, так и для военно-транспортной, поэтому там шасси были пожестче и покруче сделаны, чем на Superjet.

Предварительные итоги расследования катастрофы Superjet в «Шереметьево» МАК может опубликовать в течение двух-трех месяцев. Об этом заявил накануне министр транспорта Евгений Дитрих. Отчет публикуется в открытом режиме, отметил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию