16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1131.31
27 мая 2019, 09:36 Политика

Новый Брюссель может занять жесткую позицию по «Северному потоку — 2»

Лента новостей

В странах ЕС состоялись выборы в Европарламент. Вероятный преемник Жан-Клода Юнкера Манфред Вебер ранее обещал заблокировать строительство газопровода

Манфред Вебер.
Манфред Вебер. Фото: Yves Herman/Reuters

Обновлено в 14:35

Евроскептики и националисты увеличили свое присутствие в Европарламенте более чем вдвое, до 24%. Залогом успеха стали Франция и Италия. Например, партия Марин Ле Пен выиграла около четверти французских кресел — больше, чем соратники Эммануэля Макрона.

Однако говорить о евроскептической волне нельзя — скорее, о протесте против истеблишмента. Проевропейские либералы и «зеленые» демонстрируют сравнимые успехи.

Итоги выборов комментирует руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН Людмила Бабынина.

Людмила Бабынина руководитель Центра политической интеграции Института Европы РАН «С одной стороны, конечно, есть определенная часть общества, у которой пользуются популярностью националисты. Ведь и «Национальный фронт» Марин Ле Пен, и «Лига Севера» не просто евроскептики, они еще и защищают националистические, антииммиграционные идеи, соответственно, возражают против определенной части этого наднационального компонента в ЕС. По крайней мере, если следовать риторике этих партий. Это один тренд. Второй тренд — это усталость от классических партий, от классических правых и классических левых, которые в какой-то момент, лет пять-семь назад, предлагали практически одинаковые программы, мало отличавшиеся друг от друга».

Несмотря на потери центристских партий, наиболее вероятный преемник Жан-Клода Юнкера на посту главы Еврокомиссии — лидер Европейской народной партии и соратник Ангелы Меркель Манфред Вебер. В отличие от канцлера Германии, он выступает резко против «Северного потока — 2».

О намерении заблокировать строительство газопровода Манфред Вебер заявил за месяц до выборов в Европарламент, и не где-то, а во время предвыборного турне в Польше. Он открыто заявил, что «проект не в интересах Евросоюза, подрывает позиции некоторых членов ЕС», и обещал, что «использует все правовые возможности, чтобы остановить вторую ветку Nord Stream, если станет главой Еврокомиссии».

Это прозвучало как вызов канцлеру Германии Ангеле Меркель. Она поддерживает проект, с трудом продавила последние газовые директивы Евросоюза. К тому же Вебер — соратник Меркель по партии. Он пришел в Христианско-демократический союз (ХДС) в 16 лет (сам он из Баварии), правда, особых успехов в партии не добился, но перебрался в Брюссель, где начал карьеру Европейской народной партии, которая объединяет всех консерваторов Европы. Одним из лучших друзей Манфреда Вебера на политической арене называют австрийского канцлера Себастьяна Курца. В Австрии сейчас глубокий правительственный кризис из-за скандального видео бывшего вице-канцлера страны Хайнца-Кристиана Штрахе.

Манфреда Вебера называют сторонником политики «Европа прежде всего» — по аналогии с заявлениями Трампа «Америка прежде всего». Кстати, самого президента США Вебер активно критикует. Он отстаивает интересы именно «объединенной Европы», во время предвыборного турне особое внимание уделял странам Восточной Европы: ездил с визитами в Польшу, Словакию, Прибалтику, Балканы, поддержал исключение партии венгерского-премьер министра Виктора Орбана «Фидес» из Европейской народной партии за антимиграционную рекламную кампанию и выступает за расширение полномочий Европарламента.

Кандидатуру Вебера как лидера крупнейшего блока нового Европарламента Европейский совет рассмотрит первой. Если его поддержат главы государств ЕС, назначение должен будет утвердить Европарламент.

О значении личности преемника Юнкера говорит эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Владимир Брутер.

Владимир БрутерВладимир Брутер эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований «Кто бы ни был руководителем Евросоюза, будет ли это Верхофстадт, будет ли это Тиммерманс, будет ли это Вебер, для России принципиально ничего не изменится. Каждый из них не является и не может являться другом России, и каждый из них является в той или иной степени партнером, с которым необходимо будет по крайней мере поддерживать отношения. А что касается «Северного потока», руководство Германии не поддерживает Вебера в этом, ему придется считаться с этим руководством. Поэтому само по себе избрание Вебера, на мой взгляд, не более чем неприятно: он несколько раз уже засветился в слишком антироссийской риторике, но в России уже в целом к этому привыкли».

Приоритетное рассмотрение кандидатуры Вебера отнюдь не гарантирует его победы. У главы Европейской народной партии вообще нет опыта госуправления, противоречия с Ангелой Меркель могут лишить его части поддержки, а Эммануэль Макрон назвал «прекрасным кандидатом» совсем другого человека — главного переговорщика ЕС по Brexit Мишеля Барнье: у него была прекрасная возможность агитировать глав государств Евросоюза. Именно они первыми выбирают кандидата на пост главы Еврокомиссии, которого потом должен утвердить Европарламент.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию