16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 87.18 / ₽ 8146
  • RTS1173.68
11 января 2020, 07:36 Политика
Актуальная тема: ЧП

Иран признал, что сбил украинский самолет

Лента новостей

Лайнер был сбит по ошибке, когда пролетал над важным военным объектом. В Тегеране пообещали наказать виновных в трагедии, сообщает Reuters

Фото: Zuma/ТАСС

Обновлено в 17:51

Украинский пассажирский самолет был сбит по ошибке в небе над Тегераном, когда пролетал над важным военным объектом. С таким заявлением выступил официальный Иран. В Тегеране пообещали наказать виновных в трагедии, сообщает Reuters со ссылкой на заявление иранских властей, распространенное местным телевидением.

Руководство Вооруженных сил Ирана выразило соболезнования семьям погибших в авиакатастрофе.

В докладе ВС Ирана отмечается, что группа военных экспертов, работая независимо от коллег из службы гражданской авиации, выяснила, что украинский самолет был сбит в ситуации, когда иранские системы ПВО находились в повышенной боевой готовности из-за угроз ракетных ударов со стороны США и возросшей интенсивности полетов американской военной авиации вблизи иранских границ.

Повышенная активность США была вызвана иранским ракетным обстрелом баз в Ираке, на которых находились американские военные. Такие условия в докладе названы «сложными и напряженными».

Украинский лайнер вскоре после вылета из Тегерана сменил курс. При этом он стал полностью похож на иранских радарах на вражеский летательный аппарат, приближавшийся в важному объекту КСИР.

«В этих обстоятельствах из-за человеческой ошибки и непреднамеренно эта цель была сбита, что привело к мученической смерти наших дорогих сограждан, а также иностранных граждан», — говорится в докладе иранских военных.

ВВС Ирана пообещали свести к нулю риск повторения подобных катастроф, для чего необходимо радикально изменить методы ведения операций.

«Виновный предстанет перед военным трибуналом», — подчеркивается в документе.

Глава МИД Ирана Мохаммад Джавад Зариф признал ответственность Тегерана за катастрофу и выразил соболезнования близким погибших.

«Предварительные выводы внутреннего расследования, проведенного ВВС: человеческий фактор в условиях кризиса, вызванного авантюризмом США, привел к катастрофе. Выражаем глубокое сожаление, приносим извинения и соболезнования нашему народу, семьям всех жертв и другим пострадавшим странам», — написал министр в Twitter.

Президент Ирана Хасан Роухани также выразил соболезнования в связи с тем, что вооруженные силы страны по ошибке сбили украинский лайнер, ожидая атаки со стороны США.

«К сожалению, человеческий фактор и ошибочный пуск привели к большой катастрофе, вызывающей сожаление. Как президент Ирана я выражаю соболезнования семьям жертв этой горестной катастрофы», — заявил Роухани.

Он добавил, что виновные будут привлечены к ответственности. Президент Ирана распорядился принять все меры для компенсации за сбитый украинский самолет.

Руководитель и духовный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи еще в пятницу распорядился провести срочное заседание Высшего совета национальной безопасности Ирана. В ходе мероприятия было принято решение 10 января объявить о том, что самолет был по ошибке сбит противовоздушной системой обороны Ирана, пишет агентство ISNA.

Между тем эксперты отмечают, что ситуация со сбитым Boeing возобновила многолетний конфликт между иранской армией и, как считается, более привилегированным Корпусом стражей исламской революции. Бригадный генерал КСИР Хаджизаде фактически обвинил Генштаб в сокрытии информации о поражении украинского самолета зенитной ракетой, отметив, что полеты гражданской авиации после инцидента не были запрещены именно в отсутствие соответствующего решения руководства армии. О том, какие последствия может иметь противостояние двух серьезных военных сил, говорит старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин.

Владимир Сажин старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор «Да, действительно, особенно в первые годы были серьезные противоречия между двумя компонентами вооруженных сил, между армией и корпусом. И дело доходило там, например, до драк, до взаимных убийств. Вот такая неприязнь между армией и корпусом оставалась, безусловно, и остается сейчас. Конечно, обострение есть, потому что это чрезвычайный случай, и будут проводиться расследования. Я не думаю, что это такой уж случай, который может существенно расколоть армию и КСИР. Верховному лидеру и верховному военно-политическому руководству Ирана удастся каким-то образом нейтрализовать возникающие совершенно естественным образом скандалы».

Почему пассажирский лайнер, который должен был лететь по определенной траектории, отклонился настолько, что на него среагировали иранские ПВО? Вот что говорит об этом заместитель директора Института стран СНГ, подполковник запаса Владимир Евсеев.

— Я полагаю, что имела место ошибка пилота, который, скорее всего, вышел за пределы того коридора, который установлен. Во-вторых, по-видимому, плохо сработала диспетчерская служба аэропорта, которая должна была предупредить о выходе из этого коридора.

— Иран обещает обновить свои системы. Они устарели?

— Я полагаю, что здесь речь идет не столько о системах ПВО, сколько о каналах боевого управления. Потому что, как правило, системы ПВО хорошо работают, когда отработаны системы оповещения, которые представлены, как правило, системой радиолокационных станций, которые определяют маршрут движения объекта, траекторию, высоту. Потому что, если бы все это было, то тот человек, который принимал решение на пуск ракеты, он бы видел, что данный самолет не снижается, а набирает высоту, он бы знал, что этот самолет вылетел из аэропорта Имама Хомейни, и в этом случае он бы не дал команду на старт ракеты.

Иран признал свою вину спустя трое суток после катастрофы, хотя до этого однозначно отвергал всякие подозрения о связи ракеты и крушения. Эксперты, опрошенные Business FM, считают, что в Исламской республике с первого дня знали, в чем истинная причина трагедии. Почему тогда заявление было сделано только сейчас? Говорит руководитель научных исследований в институте «Диалог цивилизаций» Алексей Малашенко.

— Иран — это такое же бюрократическое государство, как Россия или Советский Союз. Надо было принять общее решение, надо было обсудить. Помните, когда Советский Союз сбил корейский Boeing, как долго обсуждали, годами. Иранцы за несколько дней пришли к выводу, что надо признаваться, что так будет лучше, честнее. И, как это ни парадоксально, тем самым они поднимут свой авторитет в глазах Европы. Я думаю, что их поймут в Европе. А как себя поведет Трамп, это сейчас будет любимый вопрос — это известно только Трампу. Во всяком случае, то, что сделали иранцы, это форма протянутой руки, что ребята, мы виноваты, мы тоже можем ошибаться, мы готовы извиниться и так далее.

— По поводу заявления Зеленского, что Украина ждет полного признания вины от Ирана, официальных извинений, наказания виновных и выплат компенсаций. В этой части Иран возьмет на себя такие обязательства?

— Если ты говоришь А, то нужно говорить Б. Я не исключаю, что они попробуют, хотя это будет глупо звучать, какую-то часть вот этой компенсации перенести на американцев. А что касается Зеленского, а что еще он мог сказать? Он же должен как-то заявить о себе как о международном политике, который занимается не только Украиной, но и всем прочим.

У МАУ не было оснований для отмены рейса из Тегерана. Об этом в ходе экстренного брифинга заявил директор авиакомпании Евгений Дыхне. Он также опроверг информацию иранской стороны о том, что экипаж украинского Boeing не выходил на связь с диспетчером после вылета из аэропорта Тегерана: «Переговоры шли до последней секунды... Мы с самого начала понимали, что причиной катастрофы мог быть только внешний фактор», — отметил глава МАУ.

— То, что Иран сегодня сообщил, мы еще не имеем документального подтверждения. Версия возможного террористического акта продолжает еще отрабатываться правоохранительными органами. Естественно, мы для себя промоделировали ситуацию, любой вариант, который мог произойти. Для себя однозначно сделали вывод о том, что это был внешний фактор. Мы исключили путем анализа все возможные другие варианты. Рассмотрены переговоры диспетчеров в ходе расследования. Мы, конечно же, убедились в том, что мы были правы. То есть мы наш борт слышать не могли.

— Ваша компания стала все-таки жертвой решений в определенной мере государственной власти. Все знали о конфликте в Иране. Скажите, не видите ли вы ответственности президента Украины Владимира Зеленского в том, что решение о запрете, например, вылета или полета в Украину не было принято именно с нашей стороны?

— До нас летели авиакомпании всего мира, и после нас летели авиакомпании всего мира. К сожалению, мы констатируем факт того, что наш борт оказался не в том месте и не в тот час. Это не индивидуальное решение. Есть установленная международная практика процедуры определения. В первую очередь определяет страна, которая регулирует воздушное пространство. Гражданская авиация к этому регулированию не имеет никакого отношения. Поэтому мое личное мнение не вижу здесь вины государственных органов.

В сообщении иранского Генштаба отмечается, что военные находились в «условиях повышенной боевой готовности», связанной с возможным ответом США на ракетные удары по американским базам в Ираке. Глава МИД Ирана Джавад Зариф в свою очередь написал в Twitter, что фатальную ошибку военные допустили «в период кризиса, спровоцированного авантюризмом США».

Как признание Ирана, а также заявления о том, что США являются первопричиной произошедшего, скажутся на отношениях между двумя странами? Комментирует эксперт российского Совета по международным делам, политолог-американист Максим Сучков.

— Две стороны находятся в состоянии жесткой конфронтации, только что пережили подъем такого кризиса, который мог перерасти в крупный, прямой вооруженный конфликт. И то, что случилось, действительно произошло в ближайшие несколько часов после того, как Иран осуществил обстрел американских военных объектов в Ираке. И действительно, когда руководство Ирана говорит о том, что системы находились в повышенной боеготовности, ожидая американского ответа, они, наверное, не лукавят. Но это, конечно, не оправдывает той ошибки, которая произошла. В этой ситуации важно показать и, скажем так, разделить ту ответственность, которую они на себя взяли, с теми, кого они считают непосредственно виновными в этом кризисе, который будоражил новостные сводки последнюю неделю.

— Что касается отношений США и Ирана, в дальнейшем это признание к чему может привести? Может ли упасть как-то накал в отношениях?

— Американские коллеги говорят, что все зависит сейчас от Канады, поскольку большинство граждан, которые погибли, были граждане Канады, и американцы готовы якобы следовать в фарватере того ответа, который предложит Канада. Если это будет жесткий ответ, информационный или еще что-то, американцы, естественно, его поддержат. Если руководство Канады будет готово принять ту версию, которую озвучивает Иран, получить компенсацию, возможно, содействовать реформированию каких-то систем — здесь, конечно, много вариантов. Я думаю, что Трамп одновременно будет это использовать для того, чтобы в очередной раз показать опасность Ирана как государства, а во-вторых, чтобы подтянуть ракетную программу Ирана к новой сделке, которую он замышляет в отношении Тегерана.

Записи с «черных ящиков» разбившегося украинского самолета будут отправлены для расшифровки во Францию. Об этом сообщил глава отдела расследования происшествий Организации гражданской авиации Ирана Хасан Резайефар.

Самолет Boeing 737-800 «Международных авиалиний Украины», выполнявший рейс Тегеран — Киев, разбился сразу после взлета из тегеранского аэропорта утром 8 января. Все находившиеся на борту 176 человек погибли, среди них — граждане Ирана, Украины, Канады, Великобритании, Германии, Швеции и Афганистана.

.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию