16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.91
4 февраля 2020, 23:30 ТехнологииНаука

Ученые: человечество научилось взаимопомощи благодаря «конкуренции культур»

Лента новостей

Степень различий в культуре, особенно в отношении к войне и насилию, определяла то, насколько сильной была взаимопомощь и сплоченность групп людей

Наблюдения за племенами африканских скотоводов помогли ученым доказать, что уникальная способность людей помогать другим, не родственным им индивидам возникла в результате острой конкуренции между носителями разных культур на первых этапах существования человечества. Об этом сообщила во вторник пресс-служба Университета штата Аризона со ссылкой на статью в журнале Nature Communications, передает ТАСС.

«Мы интуитивно понимаем, что культурные люди обычно помогают друг другу. В данном случае нам удалось показать, что культура позволяет различным группам людей выделяться на фоне друг друга, что открывает дорогу для конкуренции между ними. И эта конкуренция ироничным образом послужила главным двигателем развития способности человека к кооперации», — заявила Сара Мэтью, доцент Университета штата Аризона в Темпе (США), чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Как сегодня считают фактически все ученые, одной из уникальных черт человека, отличающих нас от обезьян и самых умных птиц, является то, что люди выработали способность помогать друг другу даже тогда, когда они не связаны друг с другом кровными узами. Это умение позволяет разношерстным группам людей вступать в долговременные союзы и бескорыстно вмешиваться в конфликты между другими особями.

Две данных особенности Homo sapiens считаются одной из причин зарождения и существования нынешней человеческой цивилизации. Они помогали людям организовываться в крупные группы, порядок и нормы в которых поддерживались как бы «сами по себе», предполагают ученые.

Учитывая важность этой особенности человека, антропологи, эволюционисты и даже математики сейчас активно дискутируют о том, что именно породило способность человека к кооперации и заставило наших предков объединяться в крупные группы. Пока среди них нет консенсуса — на эту роль в равной степени претендуют религия, борьба со стихией и природой, а также сказки и прочие истории, которые помогали древним людям налаживать отношения и укреплять доверие друг к другу.

Мэтью и ее коллега Карла Хэндли (Carla Handley) провели первое исследование такого рода, наблюдая на протяжении года за тем, как представители четырех различных этнолингвистических групп, живущих в Кении, взаимодействовали между собой и с представителями трех остальных сообществ.

Подобным образом, как отмечает Мэтью, ученые пытались проверить одно из самых старых и противоречивых объяснений тому, как люди научились помогать другим индивидам, связывая появление этих особенностей в поведении Homo sapiens не с биологической, а с культурной эволюцией.

Сторонники этой теории предполагают, что развитие человечества в последние несколько сотен тысяч лет определялось своеобразным конфликтом между различными типами культур, чьи носители конкурировали за ресурсы. Умение помогать друг другу и передавать знания значительно расширило размеры групп носителей некоторых культур, что позволило им получать больше ресурсов и одержать победу в этой «эволюционной гонке».

Американские антропологи попытались проверить одно из главных предсказаний этой теории. Оно заключается в том, что уровень кооперации внутри групп напрямую зависит от того, насколько сильны культурные различия между ними. Ранее другие ученые уже пытались проверить это предсказание математически. Их расчеты привели к противоречивым результатам, что заставило многих исследователей усомниться в справедливости этой теории.

Хэндли и Мэттью смогли разрешить эти противоречия, воспользовавшись тем, что на территории Кении, в окрестностях знаменитого озера Туркана, проживают сразу четыре обособленных группы племен скотоводов — борана, рендилл, самбуру и туркана. Они не только отличаются друг от друга по языку и культуре, но и при этом вынуждены постоянно контактировать друг с другом во время сезонных миграций и споров о разделе пастбищ для их стад.

Эти конфликты, как пишут исследователи, в некоторых случаях заканчиваются мирно, а иногда они служат причиной для более серьезных конфликтов, в том числе взаимного воровства скота и даже нападений на селения противника. Мэттью и Хэндли изучили все подобные эпизоды вражды и кооперации и сопоставили их с культурными особенностями всех четырех племен.

Наблюдения ученых показали, что соседство с представителями другой культуры действительно заставляло представителей одного племени активнее сотрудничать друг с другом. При этом, что важно, степень этих различий, особенно в отношении к войне и насилию, определяла то, насколько сильной была взаимопомощь и сплоченность этих групп людей. Все это, как заключают антропологи, доказывает то, что теория культурной конкуренции справедлива.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию