16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
12 марта 2020, 19:46 Финансы

Обвал 2.0. Нефть на мировых рынках снова полетела вниз

Лента новостей

Вслед за ней снова упал и рубль. Главными причинами падения стали заявления Дональда Трампа и публикации о нефтяном демпинге Саудовской Аравии

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 21:37

Нынешний обвал спровоцировал Дональд Трамп. Американский президент обратился к нации и заявил, что США закрывают границы от всех въезжающих из Европы, за исключением Великобритании. После этого цены на нефть резко пошли вниз. Американский президент не мог не понимать последствия своих слов. Но стоит учесть, что он приветствовал первый обвал, отметив, что с падением нефти в США дешевеет топливо.

Вслед за Трампом масла в огонь подлило Bloomberg. По данным агентства, Саудовская Аравия предложила покупателям свою нефть по 25 долларов за баррель. То есть саудиты сделали беспрецедентную скидку. И не только они: в ценовую войну включились и другие члены нефтяного картеля — Ирак и Кувейт. Они снизили стоимость своих марок на 5-6 долларов за бочку. В итоге баррель нефти Brent, которая после первого обвала потихоньку росла, снова вернулся на отметку в 31 доллар. Итак, ценовая война набирает обороты. О мотивации саудитов и позициях сторон размышляет аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов.

Сергей СуверовСергей Суверов старший аналитик «БКС Премьер» «Они по-прежнему надеются, что Россия передумает, если пойдет на поклон к Саудовской Аравии. Мне кажется, этого не произойдет, потому что у России рыночные позиции выглядят лучше, чем у Саудовской Аравии, с учетом, что наша комфортная цена для бюджета — 42 доллара, а для Саудовской Аравии — 78 долларов. Все-таки в России рыночное ценообразование курса, в отличие от арабских стран, где курс фиксированный, поэтому проблемы могут быть для них гораздо больше. Хотя, конечно, и для российской экономики удар тоже есть».

Основным фронтом ценовой войны станет Европа. Саудиты поставляют туда пока около 10% своей нефти. При этом королевство еще и наращивает добычу на полную мощность и распечатывает стратегические резервы. 25 долларов за марку Arab Light, которые предлагают саудиты, — это на 7 долларов дешевле нашей Urals, которая сейчас стоит около 32 долларов за бочку.

И если мы не начнем снижать цены, то Саудовская Аравия может потеснить нас на рынке ЕС. Американцы вряд ли что-то смогут противопоставить. Уже были сообщения, что три крупнейшие сланцевые компании США на треть сокращают бюджеты. В отрасли говорят, что они останавливают бурение, что в принципе одно и то же: для того чтобы черпать средства на капитальные затраты, сланцевикам нужно постоянно бурить. Мы готовы к падению нефти и дальше. Другой вопрос — какой ценой. Комментирует главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин.

Евгений НадоршинЕвгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Я практически уверен, если в российской экономике в неких условиях такая цена останется, не будет меняться, то в российской экономике уже будет рецессия. Причем она будет значимая, увидим мы ее по итогам второго квартала, начнется она где-нибудь в марте. Возможно, она уже началась. Бюджет по доходам будет выполняться не так комфортно, как в нем это записано. Очень жаль, что на фоне развития эпидемии коронавируса так неразумно и неудачно вышло с соглашением ОПЕК+».

По мнению издания, Россия — единственная, кто может конкурировать с дешевой саудовской нефтью. Себестоимость добычи барреля у наших крупнейших нефтегазовых компаний — меньше 4 долларов. И даже если прибавить к этому транспортировку и капитальные затраты, наши гиганты смогут выдержать 15 долларов за баррель. Кроме того, они защищены гибкой налоговой системой и курсовой разницей: нефть продают за валюту, а тратят подешевевшие рубли. Но и у саудитов есть большой запас прочности. По данным госкорпорации Saudi Aramco, для безубыточной добычи ей хватит примерно 17 долларов за баррель.

Дешевая нефть грозит им бюджетными проблемами. Но все явно понимали, что постоянно сокращать добычу, сохраняя высокие цены, невыгодно. С 2016 года, когда появилась сделка ОПЕК+, это помогло нам стабилизировать экономику. Но сокращая добычу и дальше, мы освобождали место для конкурентов с высокой себестоимостью нефти. То, что случилось, скорее стоит назвать не выдавливанием конкурентов, а борьбой за долю на рынке. Падение цен при этом неизбежно. Другое дело, что нефть начала уже расти, приближаясь к 40, пока не вмешался Трамп. А когда рынок пережил и это, нефть снова пошла вниз из-за угрозы переноса европейского чемпионата по футболу. Что-нибудь будет случаться и дальше — время такое.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию