16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.05 / ₽ 8214
  • RTS1163.50
12 сентября 2020, 12:42 Финансы
Спецпроект: Бизнес говорит

Особенности отношений банковских клерков и бизнесменов

Лента новостей

Обратившийся в Business FM предприниматель назвал свое сотрудничество с банком «выстрелом в голову в целях лечения головной боли». Еще один бизнесмен рассказал, как его банк постоянно ищет поводы, чтобы обвинить его же в отмывании средств

Фото: Егор Алеев/ТАСС

Александр Ягмуров — владелец и руководитель петербургской компании «Фуд Сервисез», это услуги питания, бизнесу семь лет. Год назад предприниматель открыл счет в крупном частном российском банке и получил кредит. Под залог передал недвижимость, стоимость которой в несколько раз превышает сумму займа.

До последнего времени все было хорошо, кредит выплачивали вовремя, у банка претензий не было. А потом появились. Точнее, служба финансового мониторинга этого банка, которая внутри системы отслеживает сомнительные операции, недавно попросила у компании документы по ее контрагентам. Требование исполнили, всего выслали около 120 разных документов. Казалось бы, инцидент исчерпан. Но тут в игру вступили сотрудники кредитного отдела этого же банка. Узнав, что соседняя служба финмониторинга заинтересовалась их клиентом, они потребовали от компании досрочно вернуть кредит. Потому что почувствовали риски невозврата. Довод, что компания все это время аккуратно исполняла обязательства, то, что в обеспечение у банка надежный и дорогой залог, их не убедил, говорит Александр Ягмуров.

Александр Ягмуров владелец и руководитель петербургской компании «Фуд Сервисез»​ «Момент заключается в том, что внутри банка создается проблема, на которую банк реагирует, уведомляя о том, что возникли дополнительные риски с учетом того, что в обеспечение кредита нами было заложено имущество. Это недвижимое помещение, коммерческое, в два раза больше суммы кредита, и оборудование. То есть через год после того, как мы выплатили половину, кредит обеспечен втрое или вчетверо. О каком бы то ни было потенциальном риске — невыплата или убытки у банка — там речи вообще никакой не идет. С учетом того, что мы ни одного дня не просрочили этот кредит. Как-то так банки работают у нас».

А вот другая показательная история отношения банкиров к малому бизнесу. Московский индивидуальный предприниматель Ульви продает цветы. Обслуживается в крупном государственном банке, где у него зарплатный проект. Работает на упрощенке, платит 6%. В результате на счету после выплаты зарплат и налога остается немного.

Банк заподозрил, что бизнесмен нарушает 115-й закон об отмывании средств и финансировании терроризма. И пригрозил блокировкой счета. Предприниматель убеждал клерков, что все его операции прозрачны, что деньги на счету — это его доходы, которые он волен тратить по своему усмотрению. Банк спросил: а почему со счета не перечисляют деньги контрагентам? Пришлось рассказать, что специфика этого бизнеса такова, что цветы закупаются за наличные деньги на рынке. Это не запрещено, ИП зачастую так и работают.

Тогда клерки обратили внимание на другую операцию. Ульви снимает помещение. Случилось так, что арендодатель уехал, а тут потребовалось срочно за него оплатить счета за свет.

Ульви индивидуальный предприниматель «Наш собственник помещения уехал отдыхать. «Мосэнергосбыт» приезжал: у вас задолженность четыре тысячи, мы сейчас ограничим подачу электроэнергии. Я через свой расчетный счет оплатил. На следующий день банк выставляет требование: «Обоснуйте, загрузите документы, на каком основании, согласно 115-й статье, вы заплатили в «Мосэнергосбыт» пять тысяч рублей?» В назначении платежа написано по-русски, что лицевой счет такой-то и мы оплатили электроэнергию. При чем тут 115-я статья об отмывании денег? «Мосэнергосбыт» у нас что — террористическая организация или отмывочная контора? «Нет, если у вас нет договора с «Мосэнергосбытом», то вы должны его загрузить, иначе мы вам ограничим вашу работу».

Понятно, что банкиры стремятся следовать федеральному закону, потому что иначе регулятор может наказать. Но следуют настолько дотошно, что придираются в буквальном смысле к мелочам. В бизнесе нередко употребляют выражение «вин-вин ситуэйшн», то есть ситуация, когда выигрывают все стороны. А есть антоним — «луз-луз», когда не выигрывает никто. Этот как раз про наших героев и про их банкиров.

Петербургскому предпринимателю пришлось досрочно гасить кредит. В результате ему нечем заплатить поставщикам продуктов, а дальше идет принцип домино: один не заплатил другому, тот третьему и так далее. Продавцу цветов Ульви вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, приходится доказывать банку, что он не отмывает деньги и не финансирует террористов.

Причем что общепит, что продажа цветов во время пандемии не работали, у них и так проблем хватает. Ну а банки теряют процентный доход и комиссии за обслуживание счетов, потому что клиенты после такого отношения уходят.

Правда, речь идет о крупных банках, у них с прибылью все в порядке, потеря мелких клиентов в их масштабах незаметна. Не будем делать собственных выводов, доверимся предпринимателям: петербургский бизнесмен Александр Ягмуров в письме в редакцию назвал отношение банковских клерков к бизнесу «пролетарской ненавистью».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию