16+
Четверг, 28 марта 2024
  • BRENT $ 85.61 / ₽ 7927
  • RTS1129.29
19 сентября 2020, 14:12 Политика

Трамп обвинил Россию в краже технологий гиперзвуковой ракеты. Путин заявил, что такого оружия нет ни у кого в мире

Лента новостей

Американский президент заявил, что российская ракета якобы была создана на основе разработок, похищенных «у администрации Обамы». Как оценивать такие заявления?

Фото: Tom Brenner/Reuters

Обновлено в 18:12

Президент США Дональд Трамп заявил, что Россия создала гиперзвуковое оружие только после того, как якобы украла технологию у администрации его предшественника Барака Обамы. Такое заявление глава американского Белого дома сделал на предвыборном митинге в Миннесоте, трансляцию вел телеканал PBS.

При этом Трамп объявил, что у США есть «самое мощное оружие, известное человечеству», которое вызовет зависть у лидеров России и Китая.

Трамп действует в свойственной ему манере — так оценил его заявления председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, политолог, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов.

— Чтобы понимать поведение Дональда Трампа, особенно в том, что касается его политических заявлений, направленных на своего избирателя, — а это как раз одно из таких заявлений, — надо просто правильно его позиционировать. Дональд Трамп по характеру — это такой постаревший Карлсон, человек, у которого все самое лучшее и все есть: 100 тысяч паровых машин наверху и так далее. Это абсолютно тот же феномен. Трамп постоянно говорит о том, что США при нем, естественно, не просто стали великими, а стали такими великими, что все остальные просто в ужасе разбегаются и поклоняются им. Что касается того, что везде написали как обвинение России в краже, то там, конечно, главное в этой фразе не то, что Россия украла, а то, что она это украла у администрации Обамы.

— Насколько потенциально эффективна такая тактика для него?

— Если судить по выборам 2016 года, когда все тоже смеялись и глумились над ним, а он их выиграл, тактика, вероятно, эффективна, он хорошо чувствует своего избирателя и понимает, как этому избирателю надо понравиться. Хватит ли этого в нынешнем безумном году, трудно сказать, но Трамп работает абсолютно в той парадигме, в которой он всегда работал, и, в общем, даже никаких новостей это не несет.

Весной Трамп заявлял, что у США есть «супер-пупер-ракета» в 17 раз быстрее существующих. Но телеканал CNN тогда отмечал, что вряд ли такое чудо-оружие появится раньше 2023 года и что разработки американских военных по-прежнему «отстают на годы» от вооружений России и Китая.

Если бы Россия украла технологии гиперзвуковой ракеты в период Обамы, то мы бы еще ничего не успели создать, говорит военный эксперт, основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

Дмитрий Корнев военный эксперт, основатель портала Military Russia «Разговоры о том, что Россия ворует гиперзвуковые технологии, идут уже не первый месяц, а то и не первый год. На самом деле, в России своя школа развития гиперзвуковых технологий, причем у разных конструкторских бюро, по разным направлениям. То есть тут речь идет и о стратегических ракетах — комплекс «Авангард». Развертывание этого комплекса уже ведется с конца 2019 года, то есть это не экспериментальный, не испытывающийся сейчас комплекс, а комплекс, который уже принят на вооружение. В США таких комплексов нет пока. Ну и второе направление — это противокорабельные гиперзвуковые ракеты «Циркон», наверное сюда идет намек. Но с «Цирконом» тоже история, скажем так, для США не самая лучшая, для обвинений такого рода не самая лучшая. «Циркон» уже несколько лет испытывается. И ракета, которая несколько лет испытывается, надо понимать, что создание ее началось задолго до этого. Наверное, все-таки это не очень логично. Это первый такой большой момент. Второй большой момент в том, что военно-техническая разведка работает у всех стран мира. То есть любые технологии, любые, особенно двойного применения или военного применения технологические решения, представляют интерес для разведки. И если где-то что-то у кого-то упало, наша разведка подняла и это оказалось полезным для развития нашей ракетной техники — вполне вероятно, что такое могло случиться. Другое дело, что, как я уже сказал, в первом случае у нас своя многолетняя, с 1980-х, с 1970-х годов, школа развития гиперзвуковых технологий. Не очень верится в то, что мы где-то что-то новое, такое прям революционное смогли позаимствовать у американских ракетчиков».

Президент Владимир Путин заявил, что у России впервые в истории есть виды оружия, превосходящие все существующие. Об этом он сказал во время видеоконференции с экс-гендиректором НПО машиностроения, почетным конструктором Гербертом Ефремовым в честь Дня оружейника.

«Не раз говорил о том, что на протяжении десятилетий нам постоянно приходилось быть в роли догоняющих. Вы это очень хорошо знаете. Это касалось атомного, ядерного оружия, затем дальней стратегической авиации, а потом и ракетной межконтинентальной техники, то есть того, что специалисты называют средствами доставки. И это всегда ставило страну в очень сложное, даже опасное положение. По сути, были моменты, когда нам угрожали, а отвечать нам было нечем. И по факту это было явным, повторю, опасным нарушением стратегического баланса.

И вот сейчас, впервые в нашей новейшей истории, Россия обладает самыми современными видами оружия, которые кратно превосходят по силе, мощи, скорости, что очень важно, по точности все существовавшие и существующие сегодня. Такого оружия нет ни у кого в мире, во всяком случае, пока нет».

Путин наградил Герберта Ефремова орденом Андрея Первозванного за разработку гиперзвукового блока «Авангард». По словам главы государства, работа над «Авангардом» сравнима с реализацией ядерного проекта СССР.

Также Путин сказал, что Россия вынуждена была создавать гиперзвуковое оружие после выхода США из Договора по противоракетной обороне. И разработка была начата в самое трудное для страны время — на рубеже 1990-х и 2000-х годов.

Комментирует военный эксперт Иван Коновалов.

Иван Коновалов военный эксперт «Ефремов — человек известный тем, что он никогда не сдавался, он всегда выполнял те задачи, которые перед ним ставили. Даже после распада Советского Союза, когда на боку оказался оборонно-промышленный комплекс, и вообще у нас были серьезные финансовые проблемы, и политическая ситуация была совершенно неблагоприятная для развития того же ядерного щита и ракетных вооружений, тем не менее все прекрасно понимали, что единственным гарантом целостности российского государства и вообще российской государственности являются ее стратегические и ядерные силы. И поэтому даже в те времена, в тяжелые 90-е, когда с финансами была серьезная проблема, все равно деньги на это отпускались. Даже при том руководстве, которое поставило задачу дружить с Западом, как оказалось, Запад, естественно, хотел использовать Россию, дружить он с Россией не собирался, поэтому развитие программ велось, другое дело, какими темпами. Многие программы, связанные со стратегическими силами, они были затянуты на очень долгие времена. Но тем не менее потом в итоге были выполнены».

Можно ли сказать, что Путин, пользуясь случаем, ответил своему американскому коллеге? Вот что говорит старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Андрей Баклицкий.

Андрей Баклицкий старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО «Я не исключаю, что кто-то из помощников успел это промониторить и добавить в речь такой акцент. Но Путин неоднократно об этом говорил начиная с 2018 года, когда были представлены новые российские системы, что у нас есть оружие, аналогов которому нет в мире. Поэтому стало ли конкретно вот это ответом президенту Трампу, сказать сложно. Может быть, стало, может быть, не стало, но факт остается фактом: у России действительно есть такое оружие, в отличие от США. Доводов американская сторона никаких не предоставляла по этому поводу, поэтому их сложно оценивать — это раз. В США идет предвыборная кампания, в которую Трамп будет говорить все что угодно, чтобы быть избранным, — это два. И он неоднократно уже преувеличивал и возможности американского арсенала, и прогресс в его развитии».

Там же в Миннесоте Трамп заявил избирателям, что не видит ничего плохого в нормальных отношениях с Путиным. «Если я общаюсь с КНДР, то проблем нет. Но как только я общаюсь с Путиным, начинаются жалобы, что я с ним налаживаю отношения. А что, разве это плохо?» — сказал глава американского Белого дома.

Вместе с тем Трамп подчеркнул, что ввел антироссийских санкций больше, чем Обама. «Я Германию от них защищал. Германия платит им миллиарды долларов за энергоносители, а я их защищаю», — пояснил он.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию