16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
12 ноября 2020, 01:27 Общество

Глава Карабаха призвал уехавших в Армению беженцев вернуться домой. Почему не все готовы на это?

Лента новостей

Араик Арутюнян, глава непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, пообещал в ближайшее время решить все инфраструктурные вопросы. Однако далеко не все люди спешат возвращаться в Карабах. Business FM узнала у местных жителей, что они думают об итогах войны

Фото: Гавриил Григоров/ТАСС

Президент непризнанной Нагорно-Карабахской Республики Араик Арутюнян призвал бежавших в Армению жителей вернуться домой и пообещал в ближайшее время решить проблемы с водой, электричеством и газом. Однако далеко не все спешат делать это. После подписания Арменией, Азербайджаном и Россией совместного заявления о прекращении огня в Карабахе возник вопрос: а многих ли жителей региона можно теперь назвать местными?

В соответствии с достигнутыми договоренностями Баку возвращает себе несколько районов, расположенных за пределами заявленной в 1991 году территории непризнанной Нагорно-Карабахской Республики, но перешедших под ее контроль в ходе Карабахской войны начала 90-х. Минская группа изначально настаивала на том, чтобы Карабах передал эти земли Азербайджану, но Степанакерт это требование не выполнял, называя эти территории поясом безопасности.

Теперь эти земли отошли Азербайджану. Плюс азербайджанская сторона сохраняет позиции, захваченные в ходе боев осени 2020 года, в том числе город Шуши, который находится в 10 километрах от Степанакерта.

Под контролем ООН в эти районы смогут вернуться беженцы. Правда непонятно, о ком именно идет речь — об азербайджанцах, которым пришлось бежать оттуда в 90-х или о жителях Карабаха, покинувших свои дома во время нынешних боевых действий. Или и о тех и о других.

Посол Азербайджана в России уже заявил, что Азербайджан никогда не стремился изгнать армянское мирное население из Нагорного Карабаха. Но люди бегут. Опрошенные Business FM жители непризнанной республики говорят, что не представляют себе мирного сосуществования с азербайджанцами под, условно, одной крышей. Некоторые признают, что просто боятся за свою жизнь. А некоторые настолько растеряны, что непонятно чего они хотят больше — мести или мира, и на что вообще сейчас остается рассчитывать этим людям. Вот, например, мнение местного жителя по имени Камо.

— Границу уже они делают, да. Что осталось у нас — мы будем жить на нашей земле, все, что они взяли, — остается у них. Все люди хотят их найти и уничтожить.

— Найти кого?

— Кто с этим связан.

— Но жить в мире получится? Мир возможен, как вы думаете?

— Ну, конечно, сейчас люди живут в таких местах, что если человек жив, то как-нибудь пробьется.

Население всего Карабаха около 150 тысяч человек. Сколько именно людей живут в освобождаемых для Азербайджана районах — сказать трудно. Точнее жили. Как говорят собеседники Business FM, кто смог — перевез свои семьи в Армению еще во время войны. Теперь уходят последние. Стараются увести скот и забрать теплые вещи. Когда дома покидали женщины и дети, никто не думал, что уходит надолго.

Некоторые жители тех или иных районов Карабаха сейчас переезжают в Степанакерт. Домов у многих из них больше просто нет — рассказал Business FM житель столицы Нагорного Карабаха Иосиф.

— А там нет людей. Все там разрушено, как там оставаться?

— Мы читали, что некоторые люди, которые покидали эти территории, сжигали свои дома. Это правда?

— Нет, я такого не слышал. Никакой человек не сможет сжечь свой дом, потому что это уже точка невозврата.

— А все-таки, все надеются вернуться когда-нибудь?

— Конечно. В моем окружении, я знаю, что этой бумажкой ничего не решено. Это новая большая болячка, которая создана для христианского мира. Мне кажется, что надо нам снова опомниться и увидеть, что творится.

Жителям Карабаха, бежавшим в Армению, деньги и одежду собирают жители Еревана и других армянских городов. Многие готовы разместить беженцев у себя дома. Армянские гостиницы также принимают лишившихся дома граждан непризнанной республики. Армина Багдасарян сделала не один репортаж о Карабахе. По ее наблюдениям, раньше местные охотно говорили о боевом духе, о героях, а теперь, в основном, просто не хотят разговаривать. Настроения в основном упаднические, отмечает Армина.

Армина Багдасарянжурналист«Много всяких настроений смешивается: у кого-то «не забудем, не простим», у кого-то обида, потому что у многих семей погибли дети, родственники на войне, братья. И, конечно же, люди задают вопрос, а за что это все было, если можно было раньше сесть за стол переговоров, и если бы сели раньше за стол переговоров, то тогда речь шла бы, может быть, о меньшем количестве территорий и, конечно же, о меньшем количестве человеческих жертв».

Масса претензий у жителей Карабаха есть и к своим властям, и к властям Армении и России. У одних это претензии вперемешку с надеждой, у других — просто разочарование. При этом у Нагорно-Карабахской Республики остается большая часть ее территорий, очерченных в 91-м году, сохраняется своя власть, а обеспечивать безопасность в регионе будут российские миротворцы. Но вопрос статуса НКР по-прежнему остается открытым.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию