16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
7 января 2021, 12:25 Политика

Штурм Капитолия: последствия для Америки и для Трампа

Лента новостей

Конгресс утвердил победу Джо Байдена на выборах президента, несмотря на прорвавшуюся в Капитолий толпу сторонников Трампа. В результате беспорядков погибли четверо протестующих, есть раненые среди полиции. Как произошедшее отразится на американской демократии и понесет ли ответственность сам Трамп?

Сторонники Дональда Трампа штурмуют здание Конгресса США в Вашингтоне.
Сторонники Дональда Трампа штурмуют здание Конгресса США в Вашингтоне. Фото: Stephanie Keith/Reuters

Обновлено в 15:00

Конгресс США утвердил победу кандидата от демократов Джо Байдена на выборах президента. Он получил 306 голосов выборщиков, действующий президент, республиканец Дональд Трамп — 232 голоса. Попытки республиканцев оспорить результаты голосования в ряде штатов, в том числе Пенсильвании и Джорджии, оказались безрезультатными.

Заседание с участием всех членов палаты представителей и сената началось 6 января в 21 час по московскому времени в главном зале Капитолия в Вашингтоне. Однако его остановили сторонники действующего президента Дональда Трампа. Они прорвались через полицейское оцепление в здание, несмотря на слезоточивый газ и светошумовые гранаты, которые применила полиция.

Выдавить протестующих из Капитолия силовикам удалось только через несколько часов. При их разгоне они использовали не только спецсредства, но и и огнестрельное оружие — полиция заявила о четырех погибших. По меньшей мере 14 сотрудников столичной полиции получили ранения.

Вот что о ситуации рассказала корреспондент Business FM в США Ульяна Малашенко:

Ульяна Малашенко корреспондент Business FM в США «Сенаторы были эвакуированы, некоторые из них звонили своим близким — попрощаться. В Twitter появились снимки сторонников Трампа, которые фотографировались в зале заседаний и в кабинете спикера палаты представителей Нэнси Пелоси на фоне ее открытой почты. И вот эта деталь — открытая почта — показывает, в какой экстренной ситуации происходила эвакуация. В течение дня раздавалось много критики относительно действий сотрудников правоохранительных органов, которые могли бы предотвратить атаку на Капитолий. Некоторые предполагали, что по какой-то причине не было команды подавлять бунт. Хотя это довольно странно с учетом того, как быстро до этого вашингтонские правоохранители зачищали другие протесты. Но есть еще и другой аспект. Сторонники Трампа были вооружены, и более агрессивные действия со стороны правоохранителей могли бы привести к значительно большему количеству жертв. Несколько твитов Трампа были удалены. Примечательно, что они не были наиболее радикальными по сравнению с тем, что за время президентства опубликовал в своем аккаунте Трамп. Однако эти твиты содержали косвенные одобрения захвата Капитолия. Один из них, например, с одной стороны, призывал сторонников Трампа разойтись мирно. А с другой — содержал такую фразу: «Мы вас любим, вы особенные». Почему Трамп заговорил о себе во множественном числе — непонятно. Теоретически к Трампу может быть применена 25-я поправка к конституции. Она позволяет передать обязанности главы государства вице-президенту, когда президент не способен исполнять свои обязанности или ввиду экстраординарных обстоятельств. Например, по этому сценарию предлагает пойти The Washington Post в своем редакционном заявлении. Когда законодатели вернулись к работе, заседание открыл вице-президент Майк Пенс. Он однозначно осудил произошедшее: «Насилие никогда не побеждает». Дальше слово взял Митч Макконнелл — лидер республиканцев в сенате. Он назвал толпу сторонников Трампа, вломившуюся в Капитолий, бандитами. И объявил, что сенат признает результаты выборов, сделав драматическое ударение на слово признает».

Трамп в Twitter написал, что Америка требует правды. Но призвал протестующих действовать мирно и поддержать полицию. Он также написал, что вице-президенту Майку Пенсу «не хватило мужества защитить страну и конституцию». Пенс ранее отказался выполнять требование Трампа и вмешиваться в подсчет голосов выборщиков.

Позднее Трамп записал видеообращение, в котором попросил своих сторонников разойтись по домам. При этом он вновь заявил, что его победа на президентских выборах «была украдена». Но Twitter, Facebook и Instagram заблокировали аккаунты действующего президента.

До этого, выступая на митинге в Вашингтоне, Дональд Трамп заявил, что «никогда не сдастся». По оценкам Reuters и других СМИ, в мероприятии приняли участие несколько тысяч американцев.

Как произошедшее отразится на американской демократии? Рассуждает профессор политологии Университета штата Теннесси, эксперт российского Совета по международным делам, доктор экономических наук Андрей Коробков:

— Власть независимо от партийной принадлежности напугана. Трамп призвал своих сторонников прекратить насилие, но не сказал им расходиться. И действительно, очень большое количество сторонников продолжают оставаться в Вашингтоне. Возможно, что на следующий день продолжатся демонстрации. Ясно, что это приведет к усилению режима безопасности в Вашингтоне, к раздуванию служб, которые демократы сокращали в этом году. Это также наложит серьезный отпечаток на политическую жизнь. Ирония ситуации в том, что, когда прокуратура начала выяснять, что можно предъявить в качестве обвинений ворвавшимся в конгресс, оказалось, что почти ничего. Если человек не бил стекла, не нападал на полицию, то ему могут лишь выписать штраф за незаконное проникновение.

— CNN утверждает, что есть возможности экстренного отстранения Трампа от власти с передачей власти Пенсу. Какова вероятность таких событий? И что будет с Трампом дальше?

— Это в мечтах CNN и в мечтах демократов. Они говорят о 25-й поправке к конституции: если президент теряет способность отправления своих функций, то члены его кабинета могут проголосовать за передачу власти вице-президенту. Но попытки обвинить Трампа в том, что он психически нездоров, маловероятны. А вот дальнейшие обвинения в том, что он стимулировал восстание, причем вооруженное, может быть, будут исходить от местных органов власти или из конгресса. Но Джо Байден сам в этом не заинтересован, ему нужно договариваться с республиканскими элитами. Вчера демократы получили большинство в сенате. И реально для Байдена это значит, что он оказался в зависимости от леворадикалов своей собственной партии. Ирония в том, что у него теперь большинство в сенате и он не сможет сказать своим радикальным союзникам, что, вы знаете, я не могу провести тех людей и законы, которые вы хотите.

— Чем эта история может стать для американского общества?

— Это шок относительно справедливости и прозрачности системы. Многим становится ясно, что не так все хорошо с американскими выборами. Последние цифры говорят о том, что 77% республиканцев считают, что были фальсификации на выборах, почти половина независимых согласны с ними, и примерно пятая часть демократов признают, что выборы были грязными. Это ведет к девальвации системы ценностей в Америке. Второе — общее падение веры в эффективность институтов. Поэтому все это приведет к двум вещам: первое — снижение легитимности политической системы, второе — дальнейшая поляризация американского общества. Это ослабляет политический центр и усиливает популистские и экстремистские тенденции. И все это будет происходить, когда страной будет управлять, скажем прямо, не самый яркий, не самый эффективный, не самый здоровый президент. Байдену 78 лет. Да, Камала Харрис молода, ей 56. Третьим человеком в иерархии является спикер палаты представителей. Это Нэнси Пелоси. Ей 80 лет. А четвертым — временный президент сената, которому сейчас 87 лет, — республиканец Чак Рассел. Лидеру республиканцев в сенате Митчу Макконнеллу 82. По сравнению с ними брежневское политбюро напоминает молодежный атлетический клуб. Это довольно грустное зрелище.

Произошедшее в Вашингтоне Business FM обсудила с председателем президиума Совета по внешней и оборонной политике, политологом и главредом журнала «Россия в глобальной политике» Федором Лукьяновым:

— Не очень ясно, чего добивался президент Трамп, потому что сначала он всячески стимулировал своих сторонников к действиям, а потом фактически отказался от этого и призвал прекратить. В результате он, как мне кажется, очень сильно потерял, и понятно, что страшно напуган истеблишмент, ему этого не простят. Впереди его ждут тяжелые годы. А что касается сторонников — не знаю, как они отнеслись. Но я бы на их месте, конечно, был бы расстроен такой непоследовательностью.

— Что грозит Трампу вот вообще, в политическом, юридическом смысле, какие последствия его ожидают?

— В политическом смысле наиболее интересно, что будет с Республиканской партией, потому что, по опросам последних недель, уже когда все было понятно, подавляющее большинство сторонников республиканцев поддерживали Трампа. В отличие от республиканского истеблишмента, который находился в неких терзаниях, а вчера, в общем, от него отвернулся. Потому что сочли, что он перешел какие-то допустимые грани. И вот сейчас интересно, как это будет развиваться. Если партия в значительной степени останется лояльной Трампу, а ее руководство попытается по-другому выстраивать, это, значит, как-то должно меняться. А что касается лично Трампа, то всякого рода уголовных преследований, связанных прежде всего с его предшествующей деятельностью, до президентства, наметилось уже немало. То есть я думаю, что он от этих исков будет отбиваться очень активно. Сейчас еще добавился политический мотив. Во-первых, еще посмотрим, как интерпретируют эти действия его последних дней. Наверное, будут желающие попытаться обвинить его в попытке мятежа. Но даже без этого, чисто по логике политической борьбы, которая в Америке не затихает, конечно, сейчас правящий класс должен сурово наказать Трампа. То есть продемонстрировать всем потенциальным мятежникам, чтобы им было неповадно, и, так сказать, в назидание уничтожить Трампа политически и экономически. Я думаю, что ему предстоят тяжелые времена. А как он себя поведет, не очень ясно, потому что все эти события последнего времени подтвердили, что он человек крайне неуравновешенный.

— Вся эта история чем может стать для американского, а может быть, даже и для мирового сообщества?

— Для мирового сообщества это, конечно, такое вот шоу, которое демонстрирует, что неприкасаемых нет, никто не лучше других. И то, что Соединенные Штаты на протяжении длительного времени всячески содействовали такого рода процессам в других странах и поддерживали как проявления народовластия и демократии, а сейчас столкнулись с очень похожим явлением и реагируют совершенно по-другому. Я думаю, что это все-таки многие отметят. Другое дело, что глупо надеяться, как некоторые говорят, что Америка теперь никогда не встанет. Пройдет совсем мало времени — и вся риторика вернется. Я думаю, что уже в инаугурационной речи Байдена будет сказано о том, что, несмотря ни на что, Соединенные Штаты являются сияющим градом, который показывает другим дорогу, и наши трудности только подтверждают это.

По мнению политолога Георгия Бовта, произошедшее ставит крест на политической карьере Дональда Трампа:

— Если не считать Гражданской войны, то такого в американской истории еще действительно не было ни разу. Да и Вашингтон брали только один раз англичане в начале XIX века, они сожгли Белый дом. Мне кажется, что это конец политической карьеры Трампа. И американские элиты — что демократические, что республиканские — ему это не простят. Все заголовки пестрят словом «толпа», mob, что в американском политическом лексиконе означает «бунтовщики». «Бунтовщики», «беспорядки» и «погромщики» — с ними ассоциируется Трамп и толпа Трампа, в таком контексте это, конечно, ставит крест, мне кажется, на его возможном выдвижении на выборы 2024 года.

— А вина за произошедшее только ли на Трампе?

— Его речь за два часа до начала этих беспорядков, в общем, выглядела как провокационная и призывающая к тому, чтобы разобраться с тем, что там происходит на Капитолии. Поэтому вина на него может быть формально возложена, и я не исключаю уголовного преследования после того, как он покинет Белый дом. Это будет тоже впервые в американской истории, еще ни одного американского бывшего президента в уголовном порядке не преследовали. Только ли на нем? В общем, год выдался довольно сумасшедший в американских политических событиях, и поэтому действительно большинство сторонников Трампа не верят в то, что демократы победили честно. И вот в этих самых колеблющихся штатах, они говорят, что там были подтасовки, вбросы и так далее. С другой стороны, даже там, где, в общем, подсчет голосов потом перепроверили сами же республиканцы, как, например, в Джорджии, не нашли никаких нарушений. Поэтому все обвинения не подтвердились, что, конечно, не помешает дальше многим упертым сторонникам Трампа говорить, что Байден нелегитимный президент. И со стороны у многих создается впечатление, что что-то тут нечисто. И действительно, какие-то махинации, фальсификации, может быть, были. И многие так и будут думать, и вот это самое страшное для американского истеблишмента — именно то, что поставлена под сомнение непорочность американской демократии. И вот именно это Трампу не простят, конечно.

— Инаугурация Байдена через две недели, но в конгрессе задумываются об импичменте Трампу и ускорении процедуры перехода власти. Как вы думаете, пойдет ли на это конгресс?

— Переход власти состоится, он не будет таким гламурным, как раньше, но как-нибудь они справятся с этой задачей. Многое зависит от самой Республиканской партии, насколько она захочет избавиться от наследия Трампа решительным образом. Но, учитывая то, что в среде республиканцев много по-прежнему его сторонников, я бы на их месте не спешил с импичментом, дал бы Трампу спокойно уйти — пусть пыль осядет, а там видно будет, потом тихо его задвинуть, чтобы он больше никуда не выдвигался.

— Какие будут последствия для мира?

— Для мира особых последствий я пока не вижу, кроме того, что мир вздохнет с облегчением. То есть западный мир, конечно, вздохнет с облегчением, когда уйдет Трамп и придет старина Байден — системный политик, с которым можно договариваться, в том числе даже китайцам можно договариваться. Какие-то резкие антикитайские выпады будут повернуты назад. Европейцы так вообще будут рады. Что касается жизни в Америке, то, конечно, демократы теперь получают карт-бланш на претворение в жизнь своей повестки: это и усиление регулирования IT-гигантов типа Google, поэтому их акции падают, это дальнейшее стимулирование экономики, накачка ее деньгами, и поэтому компании из индекса Доу-Джонса, конечно, с воодушевлением смотрят на приход Байдена. Он будет проводить свою повестку более решительно. И на волне вот этих событий, наверное, будет много таких действий, как месть трамповским республиканцам. Во что это выльется, пока не ясно, но демократы постараются закрепить свой политический успех, они будут делить избирательные округа. Может быть, дойдет до того, чтобы увеличить численность Верховного суда, чтобы республиканцы больше вообще никогда к исполнительной власти не приходили. Некоторые прогнозируют даже, что могут легализовать 11 млн нелегальных мигрантов, что даст демократам огромный перевес. И самый такой экстремальный вариант — это принять в состав США еще два штата — сделать штатом округ Колумбия, Вашингтон, и Пуэрто-Рико принять в состав. Тогда республиканцам в XXI веке, неверное, вообще ничего не светит, если только они не станут еще левее демократов.

— Обвинят ли Россию в этих событиях?

— Я еще не видел, чтобы нас обвиняли в том, что мы подстрекаем. Конечно, демократическая администрация начнет свой старт с довольно враждебного отношения к России. Единственный тормоз, который существует, — это потребность договариваться по СНВ-3, и это может оказать сдерживающее влияние. Но, несмотря на всю эту враждебность, я бы не преувеличивал такие вот ужасные последствия прихода демократов к власти. У них нет комплекса того, что их якобы русские привели к власти путем манипуляций в интернете, поэтому им в этом плане не надо перегибать палку с точки зрения мести русским и доказывать, что они не агенты Кремля. Может быть, это поможет нам выстроить отношения. Хотя мой прогноз такой — примерно до середины 30-х годов никаких хороших отношений с Америкой у нас не будет, а будут вот такие или даже еще хуже.

Мэр столичного округа Колумбия Мюриэл Боузер объявила на 15 дней комендантский час с шести часов вечера. В вашингтонской штаб-квартире республиканцев было обнаружено взрывное устройство, его обезвредили.

В некоторых американских регионах сторонники Трампа также начали штурмовать здания местных парламентов. В Канзасе им удалось его захватить.

Как происходил штурм здания конгресса в Вашингтоне. Фотогалерея BFM.ru:

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию