16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1138.43
29 мая 2021, 09:02 Компании

«Яндекс» открыл сервис «обогащенных ответов» для всех желающих. Желающие остались недовольны

Лента новостей

Другие игроки отечественного интернет-рынка считают, что «Яндекс» выставил заведомо невыполнимые условия для входа в программу

Фото: depositphotos.com

Компания «Яндекс» заявила, что открывает доступ к сервису обогащенных ответов для сторонних компаний. Речь идет о специальных элементах поисковой выдачи — так называемых колдунщиках. Они используются для продвижения сервисов самого «Яндекса», заявляют российские интернет-компании, обратившиеся ранее с жалобой на российского IT-гиганта в ФАС. Объявленные в пятницу условия доступа к «колдунщикам» трудновыполнимы, утверждают конкуренты «Яндекса».

По сути, «колдунщики» — это ссылки на ресурсы, которые, по мнению «Яндекса», дают наиболее точный ответ на запрос пользователя. Иногда они показываются выше результатов поиска, иногда — в правой части страницы поисковой выдачи. В любом случае они визуально привлекают внимание.

К примеру, на запрос «ремонт велосипедов» «Яндекс» выдает сразу несколько ссылок на свои же ресурсы. Сначала рекламу «Яндекс.Услуг», потом ссылку на «Яндекс.Карты», где показаны соответствующие сервисы в Москве, что логично, так как запрос был сделан из столицы. Затем идет «колдунщик» с предложениями по ремонту велосипедов на «Яндекс.Услугах». А ссылки на сторонние ресурсы находятся ниже.

Теперь «колдунщики» доступны и другим участникам рынка. Но есть условия. В частности, обработка данных, переданных партнером, должна осуществляться в самом «Яндексе». Необходима также поддержка авторизации через «Яндекс ID» и платежной системы Yandex Pay, хотя использование сторонних сервисов тоже разрешено.

Условия доступа нельзя назвать справедливыми, заявила Business FM пресс-секретарь «Авито» Мария Скорик:

Мария Скорик пресс-секретарь «Авито» «Яндекс» и ранее афишировал предложения для участников рынка, однако, по сути, они были направлены на то, чтобы сохранить эксклюзивные форматы выдачи за самим владельцем поисковой системы. И заявление компании в блоге «Яндекса» требует серьезного анализа для того, чтобы дать содержательный комментарий, но уже на первый взгляд мы видим в них ряд требований, которые вряд ли будут выполнимы для отрасли. Например, требование о передаче «Яндексу» всех данных сторонних ресурсов, обязательном использовании счетчиков и платежных сервисов «Яндекса».

«Авито», «Туту.ру», Cian и еще несколько российских компаний в прошлом году объединились в коалицию против «Яндекса» и направили жалобу в антимонопольное ведомство. Суть претензий сводилась к тому, что к «колдунщикам» имеет доступ только сам «Яндекс». Из-за этого его конкуренты теряют трафик, а значит, клиентов и деньги.

Исполнительный директор IT-коалиции Игорь Наймушин заявил Business FM, что объявленные условия доступа к «колдунщикам», по сути, ничего не меняют.
Но дело не только в самих «колдунщиках», проблема намного шире. И вопрос нужно ставить так: нужно ли как-то ограничивать продвижение одних сервисов за счет других, принадлежащих одному и тому же владельцу? А по сути, речь идет о том, нужны ли нам вообще экосистемы.

Рассуждает председатель совета Фонда развития цифровой экономики, экс-советник президента по развитию интернета Герман Клименко:

Герман КлименкоГерман Клименко председатель совета Фонда развития цифровой экономики «Возможно, в интернете это единственный современный способ конкуренции. И здесь, выступая против экосистем, мы как бы вводим ограничения, но это равносильно тому, чтобы ограничивать волка в поедании зайца. То есть мы можем только это отрегулировать. Можно сказать: «Пожалуйста, давайте не будем есть... ешьте не наших зайцев, ешьте чужих». Но если мы разрушим свои экосистемы, то к нам придут другие. Вот что важно. А их мы регулировать не можем. Поэтому здесь у нас вообще выбора нет, кроме как поддерживать то, что нашего происхождения, что имеет под собой программистов, что имеет под собой денежную базу, то, что успешно».

В феврале этого года ФАС поддержала жалобщиков и потребовала от «Яндекса» устранить недостатки. В апреле самый популярный в России поисковик попросил еще месяц на исполнение требований. Но ведомство ждать не стало и возбудило против российского IT-гиганта административное дело. Теперь спор продолжится в суде.

В «Яндексе» Business FM сообщили, что компания обнародовала принципы доступа к сложным обогащенным ответам, сейчас тестирует этот формат с несколькими крупными партнерами, какими именно — не уточняется.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию