16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.28 / ₽ 8400
  • RTS1160.60
11 августа 2021, 18:33 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Новые правила выдачи паспортов позволяют недобросовестным заемщикам продолжать получать кредиты

Лента новостей

В паспортах теперь не указываются данные предыдущих, которые позволяли финансовым организациям отслеживать клиентов с плохой кредитной историей. Участники рынка просят ЦБ утвердить другие идентификаторы — СНИЛС и ИНН

Фото: depositphotos.com

Участники финансового рынка просят Центробанк устранить лазейку, позволяющую клиентам с плохой кредитной историей получать новые займы. Национальный совет финансового рынка (НФСР) направил в Центробанк соответствующее письмо, пишет «Коммерсантъ».

Процедура стала возможной из-за изменений в правилах выдачи новых паспортов — с 16 июля в них не нужно указывать данные предыдущих. А в мае Банк России установил, что кредитная история россиян проверяется по действующему паспорту и двум ранее выданным.

Но если у банка нет сведений о прошлых паспортах, то и кредитную историю заемщика найти не получится, указывает руководитель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин:

Андрей Емелин руководитель Национального совета финансового рынка «Если раньше мы, получая паспорт клиента, могли устанавливать в том числе и данные его предшествующего паспорта, и, таким образом, обращаясь в бюро кредитных историй, указывать оба номера и гарантированно получать кредитную историю соответствующего клиента. Теперь в случае замены паспорта связка между фамилией, именем и отчеством и старым паспортом и новым паспортом в БКИ отсутствуют. Таким образом, появляется возможность для ошибки, когда клиент действует добросовестно, и, что самое печальное, возникает возможность для недобросовестных клиентов попытаться обнулить эту кредитную историю и фактически завести новую. Для того чтобы не допустить выдачи лицу чрезмерного количества кредитов, мы полагаем правильным использовать иные идентификаторы, которые в отличие от номера паспорта сохраняются в течение всей жизни клиента: ИНН и СНИЛС».

Свои предложения НСФР направил Центробанку. Финансовый омбудсмен Павел Медведев считает, что запрос СНИЛС и ИНН только усложнит процесс, поскольку существует проблема в быстроте отправки и получения информации в бюро кредитных историй, особенно когда дело касается микрофинансовых организаций:

Павел МедведевПавел Медведев финансовый омбудсмен «У меня такое впечатление, что реализация этого предложения только ухудшит дело, потому что я знаю довольно много случаев, когда гражданин набирает много займов у микрофинансовых организаций за короткое время, потому что понимает, что, если надолго он растянет эту историю, то очередной заем ему не дадут. Микрофинансовые организации не очень быстро передают информацию в Бюро кредитных историй. Если передача и получение информации из Бюро кредитных историй будет обставлена еще более трудными процедурами, то возможность набрать много займов только облегчится. Кроме того, есть некоторые фундаментальные проблемы — нагрузка считается неправильно. А в качестве показателя нагрузки берется дробь, где в числителе стоят совокупные выплаты в месяц, а в знаменателе — совокупные доходы в месяц. На самом деле от знаменателя надо бы отнять как минимум прожиточный минимум, потому что не ясно, как человек, у которого прожиточный минимум в качестве дохода, вообще может какие-нибудь оплачивать долги».

В НСФР считают, что данные СНИЛС и ИНН доступны для банков и никаких проблем с их получением нет. Центробанк считает, что также необходимо исключить некорректное «связывание» кредитных историй разных людей — чтобы в историю одного человека не попала информация о другом. А данные СНИЛС и ИНН часто предоставляются клиентом с его слов — без подтверждения оригиналами документов, отмечает «Коммерсантъ».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию