16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
12 марта 2010, 17:11 Право

Жены и дети Де Буара судятся за коллекцию икон

Лента новостей

В Пресненском суде Москвы началось разбирательство о разделе имущества известного российского бизнесмена и коллекционера Михаила Де Буара. Речь идет о коллекции из 191 иконы стоимостью примерно 30 млн евро

Любовь Елизаветина наняла одного из самых известных адвокатов страны Генриха Падву. Фото: РИА Новости
Любовь Елизаветина наняла одного из самых известных адвокатов страны Генриха Падву. Фото: РИА Новости

В Пресненском суде Москвы началось разбирательство дела о разделе имущества известного российского бизнесмена и коллекционера Михаила Де Буара (Елизаветина). Речь идет о коллекции из 191 иконы стоимостью примерно 30 млн евро. На нее претендуют наследники — дети и вдова Михаила Де Буар Татьяна, а также одна из его бывших жен — Любовь Елизаветина. Последняя утверждает, что иконы принадлежат ей.

Скандал с коллекцией разгорелся в начале февраля, когда последняя супруга коллекционера Татьяна Де Буар обратилась в УВД Южного административного округа Москвы (УВД ЮАО) с заявлением о хищении собрания икон Де Буара из музея-заповедника «Царицыно», где они экспонировались с июня 2008 года. Она обвинила в краже предыдущую жену Михаила Де Буара, 34-летнюю Любовь Елизаветину.

Последняя развелась с Де Буаром в ноябре 2008 года, однако, как утверждает вдова коллекционера, фактически прекратила брачные отношения с супругом в 2005 году. Тем не менее, по его просьбе Любовь Елизаветина, являющаяся по образованию искусствоведом, организовывала выставку 191 иконы в музее-заповеднике «Царицыно». В декабре 2009 когда, когда уже было открыто наследственное дело, она забрала их.

О Михаиле Де Буаре известно не так много. Официально он был женат шесть раз. Своей необычной фамилией обязан одной из своих жен —француженке. В конце 1990-х годов Михаил Де Буар владел небольшим (около 7%) пакетом акций нефтяной компании «Эвихон», председателем совета директоров которой являлся спикер Совета федерации Владимир Шумейко. В 2000 году главным акционером «Эвихона» стал президент Московской нефтяной компании Шалва Чигиринский, купивший и пакет акций Де Буара. Последнего нефтяной магнат называл своим другом. Де Буар был далеко не бедным человеком — на протяжении нескольких лет он проживал в правительственной резиденции «Сосновка-1» (ее арендовал «Эвихон»). Затем дачу купил экс-премьер Михаил Касьянов, сразу же оказавшийся в центре грандиозного скандала, вылившегося в уголовное дело. Впоследствии дача, по решению суда, была возвращена государству. В сентябре 2009 года 70-летний Де Буар скончался от рака. После этого и встал вопрос о разделе его имущества.

Вдова утверждает, что пятая жена похитила иконы

В заявлении, направленном в милицию, вдова коллекционера утверждает, что после развода между Де Буаром и Елизаветиной было достигнуто соглашение о разделе совместно нажитого имущества, согласно которому Елизаветиной была передана в собственность часть как недвижимого, так и движимого имущества. «Все остальное имущество, в том числе и коллекция икон, осталась в собственности М.Е. Де Буара», — указала заявительница. По ее мнению, коллекция икон относится к наследуемой массе имущества умершего, тогда как Елизаветина наследницей Де Буара не является.

Рассмотрев заявление вдовы, милиционеры отказались возбуждать уголовное дело. Они посчитали, что вопрос с коллекцией наследникам надо решать в гражданском порядке. После этого в суд с иском о признании права собственности на коллекцию обратилась дочь Михаила Де Буара Ирина Бережная. Ответчиками по делу значатся Татьяна Де Буар, его сын Михаил Де Буар и Любовь Елизаветина. Двое последних лично приехали в суд. Остальные — прислали адвокатов.

Стоит отметить, что дети и последняя жена коллекционера в суде проявили завидное единодушие. «Мы признаем требования Ирины Бережной и считаем, что суд должен определить право каждого из наследников на коллекцию икон», — сказал журналистам представляющий интересы Татьяны Де Буар адвокат Руслан Коблев. По его мнению, имущество Михаила Де Буара было похищено его бывшей женой, которая «используя рейдерские способы, просто выкрала его».

Услышав это заявление, адвокат Любови Елизаветиной Генрих Падва не смог сдержаться. «Вы будете отвечать за клеветнические заявления!», — воскликнул защитник. «Елизаветина совершенно открыто забрала коллекцию из музея, — рассказал чуть позже корреспонденту BFM.ru адвокат. — Она вместе с мужем собирала ее. Часть коллекции покупала именно она, а вторую часть подарил ей Де Буар, чему есть свидетели». По словам юриста, договор был заключен устно. «Закон не требует заключать письменное соглашение при передаче движимого имущества», — добавил Падва. По его данным, еще до того, как выставить иконы в «Царицыно», Елизаветина экспонировала часть коллекции в музее Андрея Рублева, а также в Третьяковке. Причем уже тогда договор с музеями на проведение выставок и договор страхования заключала именно она, а не ее муж. Так было и при организации выставки в Царицыно. Падва сообщил, что ядро коллекции — 75 из 191 иконы — Елизаветина еще в декабре минувшего года подарила музею им. Пушкина. Он добавил, что Елизаветина намерена заявить в суде встречное требование о праве на коллекцию, как на совместно нажитое имущество.

Ответчица опасается, что коллекцию продадут по кускам

Ответчица не скрывала своих опасений по поводу того, что в случае, если коллекцию поделят наследники, она будет раздроблена и продана по кускам. «Я не сомневаюсь в этом», — завила BFM.ru Любовь Елизаветина. Она считает, что этого допустить нельзя. «Коллекция должна выставляться в музеях, быть доступна всем людям, так как это национальное достояние. Я хотела бы сохранить ее как помять о Михаиле Евгеньевиче», — добавила она.

Однако, по мнению наследников коллекционера, устный договор, якобы заключенный Елизаветиной и Де Буаром, ничего не значит. «Как Елизаветина могла участвовать в составлении коллекции, если Де Буар начал собирать ее еще во времена СССР», — удивляется адвокат Ольга Линева, представляющая интересы 19 -летнего сына Де Буара Михаила. По ее словам, в ходе процесса наследники будут просить решить судьбу не только икон, но и коллекции картин художников-баталистов, которые должны находиться в доме коллекционера, расположенном в Красногорском районе Подмосковья. Чтобы избежать ситуации, которая возникла в случае с иконами, суд, по просьбе истицы, уже наложил арест на находящееся в доме имущество.


Михаил Де Буар-младший также претендует на часть коллекции своего отца. Фото: РИА Новости

Руслан Коблев уверяет, что общественности опасаться нечего: наследники не собираются продавать коллекцию. «Они хорошо знают волю умершего, так как в отличие от Елизаветиной, находились рядом с Де Буаром все последние месяцы его жизни», — заявил адвокат.

В пятницу суд не смог приступить к рассмотрению дела по существу, поскольку не поступили материалы наследственного дела, запрошенные у нотариуса Эдуарда Культбекова. Сегодня же стало известно, что в споре о коллекцию икон появился еще один участник. Это старший сын Де Буара Андрей Вяземшев. Он также претендует на часть коллекции, и подал в суд аналогичный иск. Предварительное слушание по этому делу пройдут 25 марта. По словам участников процесса, скорее всего, дела объединят в одно производство. Слушания же по основному спору возобновятся 8 апреля.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию