16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.06 / ₽ 8113
  • RTS1175.78
1 декабря 2021, 19:53 Компании

Илон Маск в письме сотрудникам предупредил о возможном банкротстве SpaceX

Лента новостей

Маск поставил перед работниками цель выйти в следующем году на частоту полетов Starship раз в две недели. В противном случае компании может грозить банкротство. Реальна ли поставленная цель?

Илон Маск.
Илон Маск. Фото: Patrick Pleul/Reuters

SpaceX может обанкротиться, если не решит проблему с двигателями Starship. Об этом Илон Маск написал в корпоративном письме сотрудникам своей компании, передает CNBC.

В обращении Маска сказано: «Мы столкнемся с реальным риском банкротства, если в следующем году мы не сможем достичь частоты полетов Starship хотя бы раз в две недели».

А значит, нужно ускорить разработку новейших двигателей Raptor — для новых запусков ракет-носителей, в том числе Starship Super Heavy. Для этого, пишет Маск, он готов лично работать на производственной линии.

Письмо стоит расценивать только как мотивацию сотрудников для выполнения сверхамбициозных планов главы SpaceX, считает член-корреспондент Российской академии космонавтики Андрей Ионин:

Андрей Ионин член-корреспондент Российской академии космонавтики «Слова о банкротстве абсолютно вырваны из контекста письма и из конкретной ситуации. Это письмо Маска к сотрудникам, которое попало в прессу, носит мотивационный характер: «Ура, вперед, победа будет за нами, я с вами, я тоже буду в цехах, а не буду отдыхать». Просто амбициозные планы, это в письме обозначено, он хочет в следующем году выйти на темп один пуск в две недели с вот этой своей системой Super Heavy и Starship. Это невиданные темпы, тем более система эта новая, революционная, она только испытывается, было там порядка десяти испытаний, они все частично успешны, то есть он постепенно отрабатывает ее, но целиком еще ни разу не запускал. Такой темп был только в 1950-х годах у Королева, на этот проект работало полстраны. И, к сожалению, ракеты пока после каждого испытания приходится менять, но и сами развиваются системы, и не все удачно, как правило, идет к потере носителя. А на этом носителе стоят 39 двигателей. Успешно удастся спасать ступени, ну, вот посчитайте, 39 двигателей даже на 25 пусков — это порядка тысячи двигателей надо делать. В нашей стране «Роскосмос» производит дай бог несколько десятков в год. Причем двигателей сложнейших, по сути, делает конвейер двигателестроения, чего никто не делал до него. И вот с этим, на мой взгляд, больше связано проблем, с двигателями Raptor, то есть выйти на создание этого конвейера».

Ранее Илон Маск уволил вице-президента SpaceX по двигательным установкам Уилла Хелтсли. Процесс разработки двигателей Raptor возглавил Джейкоб Маккензи.

Raptor — это так называемый двигатель «закрытого цикла», работает на жидком метане и кислороде. Подобные двигатели уже использовались на американских шаттлах. Первыми такую схему применили в СССР. Сам Маск считал, что улучшения Raptor относительно советских разработок невелики, за исключением стоимости.

Впрочем, есть подозрения, что в этом вопросе амбициозность Маска может выйти ему боком, считает независимый эксперт в сфере космонавтики Игорь Лисов:

Игорь Лисов независимый эксперт в сфере космонавтики «Никто ничего не знает, контора Илона Маска абсолютно непрозрачна, она никому ничего сообщать не обязана. По двигателю можно сказать твердо только одно — в трех или четырех полетах прототипа Starship, которые мы наблюдали в прямом эфире, двигатели работали так себе, то есть пару раз он разбился из-за того, что двигатели тупо выключались, когда должны были включиться. Возможность того, что там действительно все серьезно, она есть. Что касается банкротства, Илон Маск и его компания представляют собой пирамиду в хорошем смысле слова, то есть это люди, которые дико мотивированы, которые заработали огромное количество денег в этом странном конгломерате ракетно-автомобильной фирмы и всего остального, но, в общем-то, доверие к нему есть до тех пор, пока он показывает результат. Вывел он на рынок Falcon и Falcon Heavy, замечательно, все порадовались, кроме конкурентов, конечно. Проблема в том, что ракету на 200 тонн, пусть даже многоразовую, может сделать нынче кто угодно. Китайцы активно этим занимаются, скорее всего, сделают, мы начинаем шевелиться в эту сторону. А сделать сверхтяжелый носитель с двумя многократно используемыми ступенями, реактивной посадкой первой ступени огромной массы на Землю, а второй ступенью нехилой, опять-таки, массой на Луну — ну, это, на мой личный взгляд, лежит за пределами технической осуществимости».

Starship — корабль многоразового запуска, SpaceX разрабатывает его с 2012 года. Ожидается, что ракета-носитель сможет вывести на орбиту 100 тонн груза, чтобы потом доставить на Марс. Тестовые образцы Starship пока летали только в пределах земной атмосферы.

Глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин ранее говорил, что человечество пока не готово к полетам на Марс, а планы по этому поводу «технически безграмотны и абсурдны».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию