16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.26 / ₽ 8165
  • RTS1172.68
6 декабря 2021, 14:08 ФинансыБанки, вклады и кредиты

Голованов: перевод части банковских функций в офлайн станет стоп-фактором для телефонных мошенников

Лента новостей

Кредитные организации разрабатывают дополнительные меры по защите клиентов от мошенников. В частности, предполагается удаление некоторых услуг из онлайн-банка. Насколько это будет эффективно?

Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС

Обновлено в 15:57

Отказ от онлайн-кредитов и перенос данных клиента на бумагу: банки разрабатывают схемы защиты от мошенников. Применить такие меры по запросу от клиента, в частности, готовятся в ВТБ.

Фактически пользователям предлагается вернуться к той же схеме, что была до эры цифровизации, когда выписки можно было получить только в отделении. Предполагается, что можно будет спрятать в офлайн свой депозитный договор, часть счетов и часть карточных продуктов.

По сути, речь об офисном обслуживании, а это гораздо дороже, и этим пользуются лишь вип-клиенты банков. Плюс ко всему пользователь будет лишен возможности онлайн-оплаты покупок. Но в остальном от мошенников это спасет, говорит начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий:

— То, о чем говорит Анатолий Печатников, вполне приемлемо, разумно, но для очень ограниченной категории клиентов, это в первую очередь вип-клиенты. Это дорогая услуга, офисное обслуживание. Операции обслуживает не компьютер, а живой человек, это дороже и требует больше времени, чем нажать на кнопку — и прошла операция. Это сопряжено с определенными неудобствами. Как пользоваться такими удобствами, как карты, если человек захотел совершить покупку в интернете, он уже не может это сделать, только через офис, только через общение с клерком банка. Есть и плюсы, и минусы.

— Пакет безопасности платный?

— Не просто платный, а дорогое обслуживание. То есть речь идет о том, что ваших данных вообще не будет в интернете, то есть утечь будет нечему. Они будут все находиться или в не выходящих в Сеть компьютерах, или только на бумаге, как раньше, в докомпьютерную эпоху. Приблизительно так и будет, такой вариант предлагается, чтобы исключить всякую возможность утечки. Единственное, конечно, сотрудники могут и с бумаги списать.

Впрочем, банки, вероятнее всего, будут сами определять, какие именно данные клиент сможет переместить в офлайн и на какие операции поставить блок, считает руководитель направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB Павел Крылов:

Павел Крылов руководитель направления по противодействию онлайн-мошенничеству Group-IB «Предлагаемый подход — здравый. То есть держателю счета предлагается самому определить, какие операции могут происходить через удаленный канал, дистанционно, какие операции требуют физического присутствия в офисе банка. Я сам бы с удовольствием воспользовался подобным предложением от банка. Реализацию в офлайн или онлайн определяет сам банк. То есть какие-то банки могут и сейчас ввести такие разграничения, какие-то банки не смогут, потому что связи, выстроенные в информационных системах, не позволят одномоментно взять и оборвать цепочки, то есть это тоже потребует времени. Обобщим. Это зависит конкретно от банка: в каком виде, в каком масштабе, при каких условиях это будет реализовано. Это полностью на его стороне. Да, будут сложности в архитектурной составляющей. Еще зависит от бизнес-моделей. То есть там очень много переменных, у которых могут быть различные сложности в реализации подобного подхода. Но в целом я поддерживаю такой вариант, это действительно сильно сузит возможности мошенников применять те или иные схемы».

Кроме того, ВТБ намерен ввести в середине 2022 года дополнительное подтверждение онлайн-операций клиента. Например, приложить пластиковую карточку к смартфону. О том, насколько все это будет эффективно в борьбе с кибермошенничеством, говорит главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов:

— Современные карты уже обмениваются данными с телефонами, например при регистрации кошельков, когда вместо карты можно использовать телефон и расплачиваться им при обмене данными с POS-терминалом. Если вводить такую дополнительную меру, с точки зрения получения доступа к мобильному банку или к онлайн-банку через мобильный телефон это будет технически просто и эффективно. Потому что у злоумышленников есть методы работы, когда они тем или иным способом делают так, чтобы пользователь установил якобы антивирусное программное обеспечение на телефон, а по факту пользователь ставит средство удаленного доступа. И злоумышленник, если ему известен пароль, может спокойно зайти в банковское приложение и сделать перевод. В таком случае при такой атаке злоумышленников наличие карты и просьба приложения приложить карту к NFC будет стоп-фактором для злоумышленников, тем самым это сохранит деньги обычных пользователей.

— Часть функций из онлайн-банкинга будет удалена. Если надо заказать справку или оформить кредит, то только очно. Имеет ли это смысл, по большому счету все данные хранятся в цифровом формате в банке?

— Если мы говорим про то, что некоторые функции уходят из онлайна в офлайн, это все связано с тем, что в стране бум телефонного мошенничества. Мошенники, когда вводят человека в заблуждение, убеждают его, что сейчас можно нажать на кнопку на мобильном телефоне, получить кредит и перевести на якобы безопасный счет. Когда банки отключают возможность легкого получения кредита, просят пользователей физически прийти в банк, чтобы подтвердить свое намерение, это будет стоп-фактором для разгула мошенничества, в частности телефонного.

Помимо переноса данных в офлайн и дополнительного подтверждения операций банки предоставят клиенту возможность дистанционно запретить онлайн-выдачу ему кредитов. О такой мере борьбы с мошенничеством заявили в ВТБ и Промсвязьбанке. Если клиент включит это ограничение, мошенники не смогут оформить кредит, даже если получат от клиента всю необходимую информацию. Снять запрет можно будет только очно в отделении банка.

Но не все финансовые организации поддерживают эту меру. В Райффайзенбанке считают, что она слишком жесткая и неудобная для самого клиента, который может забыть о том, что поставил блок на кредиты. Более эффективно было бы повышать финансовую грамотность населения и улучшать защиту банковского приложения.

Из-за возросшего уровня мошенничества Центробанк предлагает ввести также гарантированную фиксированную сумму, которую банки вернут клиенту при краже денег мошенниками.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию