16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
31 декабря 2021, 02:14 Политика

Кремль: Байден заявил Путину, что США не будут размещать на Украине ударные наступательные вооружения

Лента новостей

Обе стороны оценивают переговоры как серьезные, полезные и откровенные. Как подчеркивают политологи, этот телефонный звонок был призван еще раз уточнить позиции сторон и задать тон запланированным на 10 января переговорам

Владимир Путин. Джо Байден.
Владимир Путин. Джо Байден. Фото: Алексей Дружинин/ТАСС. Adam Schultz/Zuma/TASS

Обновлено в 18:40

Президент США Джо Байден в разговоре с президентом России Владимиром Путиным четко заявил, что США не намерены размещать на Украине ударные наступательные вооружения. Об этом сообщил помощник президента РФ Юрий Ушаков в ходе конференц-кола.

По словам Ушакова, Россия обозначила, что ей нужен результат переговоров по гарантиям безопасности и она будет его добиваться, а американский президент понял это и согласился. Путин сообщил Байдену, что Россия будет вести себя так, как вели бы себя США в вопросах обеспечения своей безопасности.

Как рассказал представитель Кремля, в ходе переговоров Джо Байден предупредил президента России о возможности введения «беспрецедентных» антироссийских санкций из-за Украины. Путин сообщил, что введение таких санкций может привести к полному разрыву отношений. Также глава Белого дома не раз подчеркивал, что ядерную войну нельзя начинать, как нельзя и выиграть. Вот что сообщил Ушаков журналистам:

«Президенты условились, что переговоры по столь важному для нас, для Европы и мира вопросу будут проходить по трем направлениям: в Женеве, Брюсселе по линии Россия — НАТО и в Вене по линии Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Но, как было отмечено, к двусторонним переговорам стороны будут относиться со всей серьезностью и процесс женевских переговоров пройдет под личным контролем двух президентов. На этот счет условились поддерживать телефонный контакт как сами президенты, так и помощники двух администраций. Путин подробно изложил основные принципы, которые были заложены в переданные нами документы. Он подчеркнул, что для нас важны переговоры по упомянутым трем трекам, но главное — нам нужен результат в виде обеспечения гарантий безопасности России, и мы будем его добиваться. Президент США с такой точкой зрения согласился, отреагировал вполне логично, вполне серьезно. Наш президент особо подчеркивал, что мы в данной достаточно сложной ситуации будем вести себя так, как вели бы себя США, если бы поступательные вооружения были размещены около американских границ. Наш президент делал несколько заходов, чтобы наша ключевая мысль [была донесена]. Байден упомянул, что в случае продолжения эскалации вдоль украинской границы западные страны предпримут масштабные санкции по экономической линии, финансовой, в военной сфере. Но наш президент сразу же отреагировал: если Запад решится в тех или иных условиях ввести эти беспрецедентные санкции, все это может привести к полному разрыву отношений между нашими странами и будет нанесен серьезнейший ущерб отношениям России с Западом. Это будет ошибкой».

В Кремле разговор назвали полезным и «по-настоящему важным действом». И, судя по описанию помощника президента России Юрия Ушакова, похоже, не таким воинственным, как сейчас кажется из пересказа СМИ:

«Лидеры поздравили друг друга с новогодними праздниками и пожелали успехов российскому и американскому народам. Но это не был чисто предновогодний разговор, какие-то святочные посиделки. Я бы сказал, что ровно за сутки до Нового года имело место по-настоящему важное политическое действо, в котором свои роли сыграли наш и американский президенты. Мы, в принципе, довольны состоявшимся контактом, переговорами, потому что они носили откровенный, содержательный, конкретный характер. В целом направленность этого разговора была вполне конструктивной, и она, как мне кажется, все-таки создает неплохой, даже хороший фон для начала переговоров в Женеве. Путин сообщил Байдену, что Россия в вопросах обеспечения своей безопасности будет вести себя так, как вели бы себя США. Американский президент при этом несколько раз подчеркнул недопустимость начала ядерной войны».

В отчете Белого дома такие подробности, кстати, отсутствуют. Но там говорится, что Байден призвал снизить напряженность вокруг Украины и четко заявил, что США не намерены размещать там ударные наступательные вооружения.

Президенты России и США договорились продолжить диалог после Нового года, контакты будут и на уровне администраций, рассказал помощник президента РФ. Январские переговоры в Женеве пройдут под их личным контролем.

Белый дом назвал разговор содержательным и серьезным. Байден заявил, что есть два пути: дипломатический и «сдерживания и серьезных последствий». Какой из вариантов выберет Вашингтон — зависит от Москвы.

Что касается грядущих переговоров по безопасности, то стороны согласились, что в некоторых темах может быть прогресс, а в некоторых нет. И что они пройдут под личным контролем президентов, которые договорились продолжить диалог после Нового года.

Как уточнили в администрации президента США, разговор начался в 23:35 и занял 50 минут. Разговор президентов проходил в закрытом формате.

Reuters пишет, что политики разговаривали на фоне «растущей напряженности вокруг Украины». Как отмечает агентство, это вторая беседа лидеров США и России в этом месяце.

CNN указывает, что инициатором переговоров был российский президент. Причины, по которым он настоял на звонке, официальным лицам США не вполне ясны, говорится в публикации.

Байден, отмечает CNN, надеялся, что телефонный звонок «принесет больший прогресс в ослаблении напряженности». «Официальные лица США заявили, что он расскажет Путину, как можно избежать конфликта и тем самым предотвратить разрушительные экономические санкции, которые Запад готов наложить, если российские войска перейдут через границу», — утверждают журналисты.

Пресс-секретарь Белого дома Джен Псаки рассказала, что Джо Байден во время разговора призвал РФ снизить напряженность в отношениях с Украиной. «Он ясно дал понять, что Соединенные Штаты, их союзники и партнеры ответят решительно, если Россия продолжит вторжение на Украину», — приводит слова Псаки Reuters. Основной задачей переговоров было задать «тон и направление» предстоящих в январе переговоров по безопасности, считает агентство.

Комментирует политолог Георгий Бовт:

Георгий БовтГеоргий Бовт политолог, журналист «Совершенно нормально, что перед началом переговоров экспертов, повышая ставки в этой игре, проговорили новый тезис о возможности полного разрыва отношений между Америкой и Россией как ответ на санкции. Байден этими санкциями грозил и, очевидно, хочет, чтобы перед переговорами либо параллельно с ними Россия показала какие-то признаки так называемой деэскалации около Украины. Пока этих признаков Америка не видит, оба президента показывают, что они не готовы отступать от своих позиций и задают весьма жесткий общий тон для начала переговоров. Второе знаковое заявление — это заявление Байдена о том, что он готов гарантировать неразмещение ударных вооружений на Украине. Москве этого мало, конечно, она хочет нераспространения инфраструктуры НАТО на Украину даже вне зависимости от того, примет ли НАТО ее в свои члены или нет. Вот эти гарантии насчет непринятия Москва, скорее всего, не получит. По главному вопросу — о гарантиях нерасширения НАТО на восток, невключения в него Украины — пока прогресса нет».

Комментарий председателя президиума Совета по внешней и оборонной политике, главреда журнала «Россия в глобальной политике» Федора Лукьянова:

— Сам факт разговора показывает, что он будет продолжаться, что главные действующие лица относятся к нему достаточно серьезно, что разговор, как мне показалось из обмена общими позициями и оценками, переходит в параметры более конкретного торга. То есть, говоря терминологией нашего президента, «начерчивание» и признание «красных линий», что и было задачей всей этой дипломатической инициативы. Так что, мне кажется, что все идет так, как должно было быть, если говорить о возможном, а не о желаемом, не о каком-то невероятном. И понятно, что теперь важно, как пройдут эти переговоры, в особенности та часть, которая двусторонняя, без НАТО и без ОБСЕ. Дальше, я думаю, они снова будут созваниваться, потому что тут тот случай, когда решение и существенные вещи возможны только на самом высшем уровне, а остальные уже должны это оформлять, не наоборот. Обычно как-то было, что дипломаты, военные готовят материалы, а сверху принимают решение. Сейчас обратный процесс.

— Каковы шансы получения именно письменных гарантий, которых требует Москва, о нерасширении НАТО?

— Письменных гарантий о нерасширении НАТО не будет. Я думаю, что все прекрасно понимают, что политически никакого заявления, тем более оформленного договора о том, что НАТО расширяться не будет, невозможно. Собственно, то, что сказал Байден, если верить заявлениям об отсутствии намерения размещения на Украине ударных вооружений, вот это и есть та сфера, в которой можно чего-то добиться, а именно — согласования того, какие виды вооружений и военной техники где могут располагаться, а где не могут. Это вещь конкретная и достижимая. Политического заявления о том, что НАТО больше не будет расширяться, или что принципы Парижской хартии в праве любой страны самой определять формы обеспечения безопасности, на мой взгляд, это совершенно невозможно. Возможны какие-то неформальные сообщения со стороны того же Байдена, что мы не собираемся дальше куда-то двигаться, но это не оформляемо юридически, тем более что сам Путин — немножко одно другому противоречит — когда мы, с одной стороны, говорим, что мы не верим ни одному их слову и даже юридическим гарантиям, как мы знаем, а с другой стороны, мы все-таки хотим. В общем, тут такая легкая игра, но какие-то конкретные вещи по обеспечению практической безопасности, то есть размещение или неразмещение оружия, наверное, это достижимо.

Что об итогах переговоров говорят в США? Комментирует профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси Андрей Коробков:

Андрей КоробковАндрей Коробков профессор политологии и международных отношений Университета штата Теннесси, доктор экономических наук «Было совершенно ясно, что Путин требует письменных гарантий. Байден говорит о том, что это сложно. Обе стороны говорят о том, что они хотят мирного урегулирования, но при этом Байден обещает в основном какие-то репрессивные, можно сказать, меры по отношению к России, если его требования не будут выполнены. А Путин теперь говорит уже очень жестким тоном как с точки зрения потенциального применения силы, так и с точки зрения сдвига в сторону Китая. Видимо, это был очень жесткий, откровенный разговор, где обе стороны понимают, какие карты держит другая. Но одновременно хотят договориться и считают, что есть целый ряд вопросов, по которым им нужно двигаться вперед. Поэтому, скорее всего, этот разговор даст толчок к достаточно интенсивным переговорам, которые все-таки могут дать какие-то результаты».

Публикации западных СМИ о переговорах Путина и Байдена в основном размещены на главных страницах сайтов изданий.

Большинство ограничивается изложением того, что известно о беседе президентов России и США из официальных и неофициальных источников. Комментариев экспертов в публикациях практически нет.

Многие американские СМИ единодушны в своих оценках. «Путин предупредил Байдена о полном разрыве отношений в случае санкций» — под таким заголовком вышли материалы в The New York Times и The Washington Post. На том же делает акцент и британская The Times, отмечая также, что Россия и Белоруссия планируют совместные военные учения.

The New York Times пишет, что почти часовой разговор президентов не снизил напряженности вокруг Украины, а лидеры России и США обменялись угрозами. Ведущая американская деловая газета The Wall Street Journal придерживается такого же мнения: Путин и Байден предупредили друг друга об угрозе для отношений в случае эскалации на Украине, отмечает издание. Даже гонконгская Strait Times публикует материал примерно с таким же заголовком.

А вот многие украинские СМИ беседу Путина и Байдена проигнорировали. Лишь «Страна.ua» опубликовала большой материал, тон которого характеризует лишь одна цитата: «Воевать за Украину Америка не будет». Так издание интерпретировало комментарий пресс-секретаря Белого дома Джен Псаки. По ее словам, во время беседы Байден предупредил Путина о том, что в случае обострения ситуации США выделят Украине дополнительную помощь, чтобы она и дальше могла «защищать себя и свою территорию».

Это уже вторые переговоры президентов за последний месяц: 7 декабря они общались по видеосвязи. Ранее на церемонии вручения верительных грамот иностранных послов в Кремле Путин предложил НАТО начать переговоры о юридических гарантиях нерасширения на восток.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию