16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 88.50 / ₽ 8256
  • RTS1163.50
22 апреля 2022, 12:17 Технологии

«Известия»: Росавиация рекомендовала российским авиакомпаниям подготовиться к полетам без GPS

Лента новостей

На этом фоне «Роскосмос» заявил, что предложит Минтрансу заменить системы GPS на самолетах в России на отечественную ГЛОНАСС. Как может повлиять отключение GPS на российские лайнеры?

Фото: Антон Новодережкин/ТАСС

Росавиация рекомендовала авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования американской навигационной спутниковой системы GPS. Это связано с ее возможным отключением и «глушением» сигналов GPS после 24 февраля при полетах в районе Калининградской области, над Черным морем, восточнее Финляндии и Средиземноморья.

Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на письмо замглавы Росавиации Дмитрия Ядрова. В письме, в частности, говорится о том, что экипажи должны быть готовы применять традиционные средства при выполнении полетов, которые не связаны с использованием спутникового сигнала.

На это глава «Роскосмоса» Рогозин предложил заменить GPS на всех российских лайнерах и в аэропортах на отечественный ГЛОНАСС. По его словам, эта система, например, сможет принимать навигационный сигнал от китайской орбитальной навигационной системы «Бэйдоу». Для российских лайнеров отключение GPS не будет проблемой, считает летчик гражданской авиации Алексей Базеев:

— Взаимная поддержка двух систем на российских машинах, допустим, есть, то есть могут работать GPS и ГЛОНАСС: не работает одна система, работает другая. Теоретически никаких сложностей быть не должно при переходе. А насчет сбоев, все системы врут немного. Точно по маршруту ни одна система не показывает, ни наша, ни китайская, ни GPS, там погрешность есть. Для самолета это некритично, а ракета уже не попадет.

— Если вообще GPS отключилась, насколько это опасно?

— Когда начинали летать, у нас не было ни GPS, ни ГЛОНАСС, ничего, летчики просто покупали в магазине обыкновенном ручной GPS для охотников, моряков, и в кабине стоял ручной GPS, по нему летали — и ничего. Поэтому если ГЛОНАСС невозможно так подключить, у нас есть такие же для бытовых нужд, в очень сложную погоду не зайдешь, но точность у него достаточная. В случае отказа навигационной системы предусмотрены определенные действия, экипаж обучен, что делать, как лететь, поэтому это некритично.

С иностранными бортами тоже проблем не возникнет. А помехи, о которых предупредили в Росавиации, пилоты наблюдают уже давно, говорит командир Airbus А320 компании «Аэрофлот» Андрей Литвинов:

Андрей Литвинов командир Airbus А320 компании «Аэрофлот» «Мы работали и работали, и вдруг это случилось, и начали все наперебой кричать: «Да это все ерунда, да мы сейчас, да мы вот это!» Ну, дай бог, чтобы так было, хорошо, если они найдут замену и все это сделают, мы будем только рады. Но в принципе ничего такого катастрофичного нет в этой ситуации, у нас есть на самолетах инерциальные системы, по ним можно вполне нормально работать. Будут некоторые неудобства, к которым мы не привыкли, к ништякам же всегда привыкаешь, ну, вот этих ништяков будет поменьше. Я летчик из прошлого века, мы вообще не знали, что такое инерциальные системы, что такое GPS, мы летали по простым приборам, не блуждали, не сбивались с курса, надо будет немного перестроиться и все. Сбои, конечно, бывают, и они давно идут, особенно когда пролетаешь в зоне Украины, летишь из Геленджика, из Сочи, рядом граница, там давно уже перебои бывают, но это, еще раз повторюсь, некритично».

Минтранс попросил авиаперевозчиков подсчитать, сколько новых самолетов им потребуется до 2030 года. Такое письмо ведомство накануне разослало в 24 авиакомпании и попросило ответить в тот же день. Данные нужны властям для уточнения планов по выпуску бортов. Авиакомпании отталкиваются в первую очередь от реальных возможностей авиапромышленности. Поэтому многие, по данным газеты «Коммерсантъ», сочли письмо «фантазиями», отметили, что «распланировать можно любые цифры, но вряд ли они будут иметь отношение к реальности». Предположили, что чиновники просто медлят с решением более серьезных задач вроде разрешений на вывоз запчастей на ремонт за пределы ЕАЭС.

Не все ответили на письмо ведомства. «Азимут» заявил, что ежегодно авиакомпании потребуется по три новых SSJ 100, чтобы к 2030-му вдвое увеличить монофлот SSJ до 30 бортов. В «России» напомнили, что все еще ждут поставки МС-21.

Относительно «живыми и перспективными» проектами российского авиапрома эксперты называют Ту-204/214 и Ил-96. Но первых нет на массовом рынке, а производство второго еще предстоит развернуть. В марте вице-премьер Юрий Борисов говорил, что Казанский авиационный завод имени Горбунова сможет производить минимум десять пассажирских самолетов Ту-214 в год. Тогда же в «Ростехе» говорили, что поставят на рынок более 500 самолетов.

Возможное отключение навигационной системы GPS может усложнить судоходство в российских водах, но не парализует флот РФ, заявил РИА Новости представитель Международной федерации транспортников на Дальнем Востоке Петр Осичанский.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию