Бортовая еда в России дорогая и некачественная, утверждают эксперты. Участники рынка настаивают, что всеми возможными способами добиваются снижения ее стоимости и беспрекословно соблюдают правила как пищевой, так и авиационной безопасности. Солидарны стороны в одном: трудно найти хорошего поставщика. Только авиакомпаниям — поставщика бортпитания, а производителям наборов — поставщика продуктов.

Рынок бортового питания в России сегодня крайне неоднороден. В целом в отрасли существуют стандартные для российского бизнеса проблемы: отсутствие должного уровня конкуренции, перманентный рост цен, отставание от европейского уровня. Есть и специфические сложности: необходимость беспрецедентного контроля качества и соблюдение требований безопасности авиакомпаний и аэропортов.

В частности, для приготовления бортового питания подходят не все продукты. Экипажам, например, нельзя подавать бобовые и сливы. Еда должна эргономично сервироваться и подаваться на борт точно по расписанию, чтобы, с одной стороны, она не испортилась от смены температуры при транспортировке, с другой — не задержала вылет. В целях безопасности продукты проходят постоянные контроли и досмотры, начиная с момента, когда машина привозит наборы в аэропорт, заканчивая погрузкой на борт. А перед тем как тележки с питанием покинут цех, их осматривает и опечатывает служба безопасности.

Основные «силы» рынка сосредоточены в Московской зоне, преимущественно, в аэропорту «Домодедово» — до 80% бортового питания обеспечивается компанией «Домодедово Кэтеринг сервис». По 2–3 производителя есть в нескольких крупных региональных аэропортах. Собственное производство бортпитания компании в России имеют редко, в основном едой пассажиров обеспечивает аэропорт, реже — рестораны.

По словам директора Ассоциации производителей сервисных услуг для пассажиров на транспорте Александра Авдеева, этот рынок в России находится на начальном этапе формирования. «Стоимость услуг бортового питания в России в три раза превышает стоимость подобных услуг, например, в Турции», — рассказал он в интервью BFM.ru. При этом, по его словам, на рынке прослеживается очевидная тенденция роста цен при низком качестве услуг. Эксперт считает, что российские производители по уровню соблюдения санитарных правил и методикам подготовки специалистов отстали от европейских более чем на 40 лет. Кроме того, у ряда отечественных авиакомпаний отсутствуют соответствующие современным международным стандартам требования к бортовому питанию.

Фото: Екатерина Тропова/BFM.ru

Противоположной точки зрения придерживаются сами участники рынка. Руководитель компании «ЗапСиб-Кетеринг» (подразделения авиакомпании «ЮТэйр») Николай Гвоздецкий уверяет, что первейшая задача их цеха питания — соблюдать все возможные стандарты безопасности и ни в к коем случае не допускать на борт некачественную продукцию. Например, по нормам компании, бортовое питание не хранится больше 3 часов. В случае задержки рейса на больший срок, еда утилизируется и готовится новая. Высокие требования предъявляются и к работникам цеха: они должны быть одеты в специальные костюмы, колпаки и сменную обувь, бороды и усы прикрыты масками. На производстве нельзя работать в очках — только в контактных линзах, запрещено даже носить ювелирные украшения с камнями.

С тем, что на рынке сложилась монополия, представители компании, в общем-то, не спорят. «ЗапСиб-Кетеринг» полностью обеспечивает едой все рейсы, вылетающие из Сургута и Тюмени и большую часть рейсов из Ханты-Мансийска — там авиакомпании могут заказать питание из цеха аэропорта. Но, по словам Гвоздецкого, предпочитают пользоваться услугами кетеринга «ЮТэйр».

Представители компании уверяют: никто не вынуждает заказывать питание именно у них. Можно договариваться, например, с ресторанами в городе, но это будет в несколько раз дороже. Можно даже организовать в аэропорту свой собственный цех питания. «Питание можно заказывать где угодно. В ресторане закажите питание: через досмотр прошли, и все то же самое... Договаривайтесь, организовывайте свой маленький цех. Когда мне нужно питание в городе, где нет цеха бортпитания, с кем работать? С ресторанами! Аудит провожу, беру, гружу, провожу через досмотр. Просто цена будет выше раза в три. Есть города, Краснодар, например, в аэропортах которых три цеха бортпитания. Работай с кем угодно», — рассказал Гвоздецкий в интервью BFM.ru.

Иногда бывают сложности с поставщиками. Например, «ЗапСиб-Кетеринг» хотел бы ввести в рацион охлажденную курицу вместо замороженной. Но производитель пока не справляется с такой задачей, поскольку организовать поставки хлажденной птицы много сложнее. В целом же компания предпочитает работать с местными сибирскими производителями. У них закупаются и мясо, и овощи. Поставщики отбираются на тендерной основе. Заявки на участие, как правило, поступают от пяти-шести компаний.

Александр Авдеев, в свою очередь, настаивает на том, что при отсутствии конкуренции между производителями бортпитания авиакомпании не могут влиять на качество поставляемой продукции: «С точки зрения ведения правильного бизнеса авиакомпании выгодно иметь выбор среди нескольких поставщиков услуг бортового питания, это влияет на качество и стоимость услуг».

Представители компании «ЮТэйр», напротив, утверждают, что им удается контролировать качество поставляемой на борт продукции даже если она произведена «на стороне». «Мы в любом случае работаем с цехом бортпитания, но мы им пишем нами утвержденные рационы, они работают по нашим стандартам. Мы также проводим в их отношении аудит. В любом случае, они работают по нашим требованиям, что должно быть такое-то блюдо, сколько оно стоит. Если нас что-то не устраивает, мы им предъявляем претензии», — говорит Гвоздецкий.

Дешеветь питание не будет, скептически прогнозирует Александр Авдеев: «Я много раз встречал ситуацию, когда цена билетов менялас в сторону снижения, но у меня нет информации о случаях снижении стоимости услуг наземного обслуживания, в том числе бортового питания», — рассказал он.

Гвоздецкий соглашается, бизнес есть бизнес — для сторонних авиакомпаний в аэропорту Сургута еда дороже, чем для «ЮТэйра». Но несмотря на то, что «ЗапСиб-Кетеринг» в данном случае единственный производитель бортпитания, «накрутка» не выше, чем для «ЮТэйра» в других аэропортах. Обед для эконом-класса, произведенный «ЗапСиб-Кетерингом», например, стоит 130 рублей. У другого производителя та же еда обойдется авиакомпании в 240 рублей. За 220–230 рублей сторонняя авиакомпания может купить бортпитание у «ЗапСиб-Кетеринга».