Еще год назад Фейс был чуть ли не пугалом «взрослых» соцсетей. Рэпер с татуировками на лице пел школьникам о беспорядочных половых связях, уличных бандах и собственном величии. Для понимания масштаба, прошлой осенью очередной альбом Фейса побил рекорд группы «Грибы» c треком «Тает лед» по суточному числу репостов во «ВКонтакте».

В одной из самых популярных своих композиций под названием «Бургер» Фейс сравнивал секс с поеданием бургера. И вот какие строки поет кумир многомиллионной подростковой аудитории теперь: «ЕСПЧ нас оправдала, но кого волнует? Здесь покупные судьи ломают людям судьбы. Чемпионаты мира — повод распилить бюджет».

Что могло заставить автора текстов о плотских утехах написать: «Я враг государства, мой язык — это правда»? Комментирует главный редактор и основатель музыкального портала «Сторона», организатор фестиваля «Боль» Надежда Самодурова:

Надежда Самодурова главный редактор и основатель музыкального портала «Сторона», организатор фестиваля «Боль» «Возможно, сейчас пойдет мода петь о политике. В действительности групп, которые об этом переживают, я думаю, не так много. Если обращаться к Фейсу, то я не очень верю в его искренность».

С другой стороны, в соцсетях «рэп-героя молодежи», как его в прошлом году называла «Афиша», политические высказывания не редкость. Например, в прошлом году рэпер призывал подписчиков к бойкоту выборов — правда, твиты уже удалены. Продолжает музыкальный журналист Сергей Мудрик:

Сергей Мудрик музыкальный журналист «Он еще весной, а то, может быть, и раньше писал твиты, связанные с несогласием с положением дел в стране. Пластинка, конечно, для большинства слушателей была неожиданной, но лично у меня она не вызвала удивления. С другой стороны, я бы не стал выводить это в единый контекст, в какую-то волну социализированных музыкальных работ».

Тем не менее определенную тенденцию к политизации актуальной российской музыки наблюдать все-таки можно. Певица Монеточка со своим ироническим «Русским ковчегом», скандал вокруг отказа нескольких коллективов выступать на «Нашествии» из-за участия Минобороны, теперь Фейс. Осторожно о тренде рассуждает музыкальный критик Артемий Троицкий:

Артемий Троицкий музыкальный критик «Помню, что я предсказывал повышение политической активности наших музыкантов, скажем, на рубеже нулевых и десятых годов. Сейчас я вполне допускаю, что будет новый поворот политической и социально ангажированной песенной истории, гораздо более мощный, чем раньше, может быть, даже сравнимый по масштабам и по влиянию на слушателей с 80-ми годами. На самом деле, петь песню Виктора Цоя и группы «Кино» «Перемен!» в качестве главного произведения на каждом митинге, — это здорово. Я думаю, что эта песня будет звучать всегда, но хорошо бы и какие-то новые гимны иметь».

Хотя гимны у Фейса получились не очень новые. Одно из самых проникновенных мест альбома — завершение песни «Заточка» почти точной цитатой Осипа Мандельштама: «Мы все еще живем, под собою не чуя страны». Но ажиотаж вокруг альбома рэперу создать удалось — о нем пишут популярные сайты и даже рассказывает федеральный «Пятый канал». А стремление «хайпануть» — чем не повод перелезть с бургера на броневик?