16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
19 января 2009, 07:49 Компании

Верхушка «Газпрома» получила свое

Лента новостей

Менеджеры «Газпрома» увеличили свою долю в капитале компании — в рамках поощрительной опционной программы концерн начислил им акции на 3,3 млн долларов. В результате Алексей Миллер увеличил свою долю более чем в 3,5 тыс. раз

Алексей Миллер. Фото: AFP
Алексей Миллер. Фото: AFP

Опционная программа, благодаря которой топ-менедеджеры концерна смогли увеличить свои доли в уставном капитале, была одобрена «Газпромом» в 2006 году, в результате чего около 70 менеджеров «Газпрома» получили возможность приобрести около 0,02% акций концерна. На это им были предоставлены целевые кредиты под залог приобретаемых акций. В собственность менеджеров бумаги «Газпрома», согласно условиях программы, переходили после полного погашения этих кредитов, что, судя по всему, сейчас и произошло.

15 января Алексей Миллер, согласно сообщению концерна, прежде владевший обыкновенными акциями ОАО «Газпром» в размере 0,00000027% от уставного капитала, увеличил свою долю до 0,00095828%. И если до реализации опциона Алексей Миллер обладал самым скромным пакетом из акционеров «Газпрома» — членов совета директоров и правления, то теперь у него третий по размеру пакет, который уступает только пакетам зампреда Александра Ананенкова (сейчас у него 0,00686927%) и члена правления Василия Подюка (0,00106039%).

По какой цене концерн выкупал акции для программы, аналитики, опрошенные BFM.ru, затруднились сказать. Но в 2006 году, когда была утверждена опционная программа, среднегодовая стоимость акции концерна составляла 255 рублей. Скорее всего, примерно по этой цене концерн и выкупил акции с рынка.

По данным анонимного источника BFM.ru, в рамках опциона «Газпром» прокредитовал каждого из топ-менеджеров, получивших на него право, в размере полутора годовых заработных плат, однако ставка по этому кредиту источнику не известна. В результате Алексей Миллер в 2006 году получил на увеличение своей доли в капитале ОАО 2,8 млн долларов, члены правления — в среднем по 750 тыс. долларов, начальники департаментов — по 400 тыс. долларов.

«Топ-менеджеры выкупали акции по цене 8,8 доллара за бумагу (при курсе 28,4 руб.), — говорит источник. — Причем было оговорено, что если на момент окончания опциона стоимость акций снизится, что сейчас и произошло, то менеджеры смогут продать их «Газпрому» по этой же цене. Однако, я думаю, что поскольку Алексей Миллер знаковая фигура, политическая, он не станет их продавать. В свое время он отказался от реформы «Газпрома» по примеру РАО «ЕЭС России». И Путин поддержал его, пообещав, что концерн не будет раздроблен. Тогда же Миллер утверждал, что увеличит капитализацию концерна. И сейчас многие винят именно Миллера в том, что огромный концерн работает неэффективно, и его капитализация снижается».

Соответственно, падает и стоимость принадлежащих менеджменту акций. «Еще в мае стоимость одной акции газового монополиста составляла 369 рублей, сейчас она упала почти в три раза и составляет 109 рублей (по данным на 14:00 мск). Соответственно, увеличенный пакет Алексея Миллера сейчас стоит 766 тысяч долларов. До кризиса аналогичный пакет стоил бы более 2,5 млн долларов. Другое дело, что менеджеры концерна вряд ли собираются покидать компанию и продавать акции», — поясняет начальник аналитического управления ИК «Баррель» Сергей Юров.

Он также полагает, что на фоне падения рынков и урезания программ поощрения сотрудников в условиях кризиса вообще может наступить эра опционных программ, при которых менеджеры не будут получать денежные бонусы — их будут поощрять падающими в цене акциями.

При этом, по словам директора аналитического департамента NetTrader Андрей Верникова, в западных компаниях менеджеры сейчас сами отказываются от всякого рода вознаграждений, в том числе с помощью опционов, поскольку в условиях кризиса, когда практически все компании терпят убытки, это «не совсем к месту, кроме того, это может подействовать как раздражитель для миноритарных акционеров». «В России крупные компании реализуют опционы зачастую вне зависимости от того, с какими результатами работает компания. Вот недавно «Аэрофлот» одобрил опцион для своих сотрудников, при том что компания терпит убытки. Это пир во время чумы».

Что же касается «Газпрома», то, по словам Андрея Верникова, его долг перед западными кредиторами составляет сейчас 55 млрд евро, что является одним из самых крупных показателей в мировой отрасли.

Впрочем, всеобщий плюс в опционных программах все же есть. «Реализация опциона, то есть скупка акций компаниями для последующего обеспечения бумагами менеджеров, может несколько оживить фондовый рынок», — считает Сергей Юров. С другой стороны, отмечает Андрей Верников, если сейчас менеджеры «Газпрома» будут продавать свои акции, то это не сможет оживить рынок, поскольку доля акций ничтожна мала. 

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию