Россия и Индия подписали 20 документов о сотрудничестве
Лента новостей
От ВПК до нефти, от фармацевтики до инноваций Россия и Индия в рамках официального визита Дмитрия Медведева подписали 20 документов о сотрудничестве
От ВПК до нефти, от фармацевтики до инноваций Россия и Индия в рамках официального визита Дмитрия Медведева подписали 20 документов о сотрудничестве в самых разных сферах. Даже «Сколково» не обошли стороной — инновационный центр в лице своего президента Вексельберга подписал меморандум о взаимопонимании с компанией «Тата Групп». Тем не менее, не все безоблачно в отношениях Москвы и Дели. Визит президента России в Индию может быть омрачен так называемым титановым делом.
СП России и Индии для строительства титанового завода было создано в январе 2007. Российская сторона в нем получила 55% — 51% государство и 4% компания Technochim Holding. Объем инвестиций в завод должен был составить $126 млн. И в финансировании планировалось частично использовать долг Индии перед Россией. В марте Росимущество сообщало, что часть долга уже использовано и $60 миллионов внесены в уставный капитал «титанового» СП. В индийском штате Орисса были проведены подготовительные работы, подведено электро- и водоснабжение, сделано рабочее проектирование. Но начались проблемы с землей. Индийские власти передали участок земли под проект в аренду на 90 лет индийской компании-участнику СП, а тот предложил уже самому СП взять участок в субаренду по сильно завышенной цене. Что российской стороне не понравилось. Уже можно говорить о финансовых потерях, отмечает аналитик «Инвесткафе» Максим Лобада:
«Индийская сторона вошла туда со своим долгом, поэтому фактически, какие там могут быть убытки, а российская сторона те деньги, которая она внесла, эти деньги оказались заморожены, ВЭБ не может получить их обратно из Банка Индии, поэтому косвенно да, наша страна здесь несет издержки».
При этом эксперты отмечают, что проект не то чтобы очень значительный, и решение вытащить его на свет божий сейчас — чисто политическое, отмечает Лобада:
«Я бы начал с того, что охарактеризовал вот этот вот заводик, который не могут построить 3-4 года, как очень маленький. То есть по сути это такое политически резонансное дело, которое сейчас вот было вытащено. Потому что 40 000 тонн диоксида титана при общемировом производстве порядка 5-6 миллионов тонн — это вопрос не самой большой важности в свете визита. Да и сумма инвестиций, о которой идет речь — 126 миллионов долларов — это тоже не самая большая цифра».
Вопрос с титановым заводом — не единственное проблемное место в экономическом сотрудничестве Москвы и Дели. Эксперты вспоминают и историю с многолетним затягиванием передачи Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков», который Индия купила в 2004 году, но так и не получила. Комментарий ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры России Дмитрия Абзалова:
«Адмирал Горшков» был интересен не только и не столько стоимостью его работ, сколько тем, что к нему был подвязан контракт на поставку палубной авиации, и в принципе без этого проекта РФ могла бы в краткосрочной перспективе упустить очень важный стратегический рынок».
Недостроенный титановый завод — это серьезная упущенная выгода. Если не на миллиарды, то на десятки и сотни миллионов. Страдают обе стороны. Как отмечают эксперты, весьма вероятно, что вопрос будет решен в ближайшие полгода.
Александр Горлин, BusinessFM