16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.67 / ₽ 8155
  • RTS1168.21
26 января 2011, 22:37 Авто

Пошлины на иномарки приравняют к европейским

Лента новостей

Повышенные в кризис ставки пошлин на иномарки отомрут только после вступления России в ВТО. Но снижение уровня защиты российского автопрома начнется не ранее 2016 года

В Минпромторге заверяют, что государственные органы не планируют более повышать пошлины ни на легковые, ни на грузовые автомобили, и в дальнейшем будут их только снижать. Фото: AP
В Минпромторге заверяют, что государственные органы не планируют более повышать пошлины ни на легковые, ни на грузовые автомобили, и в дальнейшем будут их только снижать. Фото: AP

Повышенные в кризис ставки пошлин на иномарки отомрут только после вступления России в ВТО. Но снижение уровня защиты российского автопрома начнется не ранее 2016 года.

В Минпромторге заверяют, что государственные органы не планируют более повышать пошлины ни на легковые, ни на грузовые автомобили, и в дальнейшем будут их только снижать в рамках, предусмотренных стратегией развития автопрома, и в соответствии с обязательствами России по вступлению в ВТО.

Однако произойдет это не сразу. Как заявил заместитель министра промышленности и торговли России Андрей Дементьев в ходе online конференции, государственная позиция заключается в том, что в период не позднее 2016 года обложение пошлинами выйдет на среднеевропейский уровень. Даже сегодня, например, по грузовым автомобилям уровень защиты европейских стран — это 22%. «По нашим обязательствам, взятым на себя для вступления в ВТО, мы должны будем иметь уровень защиты в два раза ниже, чем европейцы по отношению к нам», — сказал замминистра.

Напомним, пошлины на иномарки были увеличены в январе 2009 года в числе прочих протекционистских мер — как утверждалось, временно, до окончания кризиса. И если на новые автомобили они выросли до 30% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя), то на подержанные авто сроком от трех до пяти лет — до 35% (но не меньше 1,2–2,8 евро за 1 куб. см), а на машины старше пяти лет — до 2,5–5,8 евро за 1 куб. см двигателя.

Такое повышение привело к резкому подорожанию автоимпорта. В результате, стоимость одной и той же иномарки в России и, например, в Европе различается на 20–30% и не в пользу российских покупателей.

Андрей Дементьев признал, что на сегодняшний день в России действительно достаточно высокие пошлины, однако напомнил, что не было ни одного прецедента в мире, когда страна, создающая свой автопром, вела бы себя иначе. Да и в развитых странах уровень пошлин весьма высок. Так, в США уровень тарифной защиты составляет 25% на грузовые автомобили, и 10% на легковые.

А, например, в Китае — 25% на грузовые и запрет на регистрацию подержанных автомобилей, в Индии — от 26 до 41% и прямой запрет на ввоз подержанных авто, в Бразилии пошлины 35%. При этом «нет ни одной страны в мире», которая позволяет ввозить бывшие в эксплуатации грузовые автомобили из производящих их стран.

«Говорить, что у нас какие-то драконовские меры не приходится, и наши пошлины позволяют, в лучшем случае, иметь возможность для развития собственного производства. У тех партнеров, которых мы привлекаем для совместной работы на территории России, выбор крайне простой: им должно быть экономически выгоднее производить на территории РФ, нежели завозить. Нам нужен период времени, в течение которого эти проекты выйдут на экономически обоснованный объем и будут самодостаточны и прибыльны», — уверен чиновник.

Напомним, по планам министерства, к 2020 году государство должно прийти к тому, чтобы минимум 80% всех новых автомобилей, продаваемых на территории России, производились в нашей стране. Позиция ведомства сводится к стимулированию отечественных производств с объемом сборки не менее 300 тысяч машин в год.

По расчетам министерства, строительство в России новых заводов зарубежных автопроизводителей и повышение уровня локализации уже имеющихся производств смогут снизить стоимость иномарок на 10–15%.

Помимо технологического обновления, в Минпомторге указывают на уже достигнутый прямой финансовый и социальный эффект. По словам Андрей Дементьева, достаточно небольшой завод компании Sollerrs мощностью 25 тысяч авто в год по выпуску моделей SsangYong, на котором работает примерно 1,5 тысячи работников, собрав 15 тысяч машин по итогам 2010 года, «вдруг стал крупнейшим налогоплательщиком региона».

Однако не все эксперты согласны с аргументами Минпромторга. Так, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ «Интерком-Аудит» Андрей Приходько полагает, что снижение импортных пошлин на авто было бы экономически целесообразным. «Пошлины на автомобили уже поднимались на протяжении последних лет не один раз и это приводило только к росту цен на автомобили на отечественном рынке, в частности на российские модели. Данный факт никак не сказывался на повышении конкурентоспособности отечественного автопрома», — указывает эксперт.

С ним согласен и глава налоговой практики международной юридической фирмы CMS Станислав Турбанов: «Очевидно, что одним повышением пошлин или поддержанием их на высоком уровне проблему создания в России качественных автомобилей не решить. Обычный протекционизм российскому производителю за счет препятствования ввозу дешевых иномарок к положительному результату не приводит: российские автомобили остаются при этом некачественными и не такими уж дешевыми, а иномарки по-прежнему дороги».

По итогам 2010 года российский авторынок вырост примерно на треть — до чуть больше 1 млн 700 автомобилей, однако и импорт новых легковых машин вырос примерно треть. Как сообщает Минэкономразвития, он увеличился на 31,7% и составил 687 тысяч машин. При этом подавляющее большинство (662,3 тысячи) импортированных в 2010 году автомобилей — новые машины, а подержанных ввезли только 25 тысяч. Аналогичная ситуация сложилась на авторынке России и в 2009 году, когда было ввезено всего 22,5 тысячи подержанных авто. При этом в предшествующие кризису годы импорт составлял сотни тысяч подержанных машин в год.

Поэтому «отвадить» пошлинами новые иномарки от российского рынка не получилось. Вряд ли такое возможно и в предстоящие годы, так как сомнительно, что даже с помощью иностранных концернов российский автопром будет способен сравниться со всем мировым автопромом по богатству модельного ряда, а в стране наладят производство примерно 150 массовых моделей, которые сегодня пользуются спросом у покупателей.

Тем более, что российские производители своих интересов не забудут. Так, с 26 января «АвтоВАЗ» изменил цены на свою продукцию. В среднем рост составит 4%, в том числе на модели Lada Kalina и Priora — примерно 3%, на Samara — 5,3%, на Lada 2107 — 6,3% и на Lada 4х4 — 5,6%. Как сообщили BFM.ru в пресс-службе производителя, коррекция стоимости вызвана тем, что с января 2011 года «АвтоВАЗ» начал производство автомобилей с электронным приводом педали акселератора (Е-газ), чтобы соответствовать нормам «Евро-4», которые начнут действовать в октябре 2011 года. Вторая причина — это значительный рост тарифов на электроэнергию и цен на некоторые виды комплектующих. Текущее подорожание не учитывает требование «Северстали» по 30-процентному повышению цен на металл. Переговоры «АвтоВАЗа» и «Северстали» по поставкам на 2011 год не достигли результата, контракт пока не подписан, а запасов металла на складе производителя хватит только до начала февраля.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию