16+
Среда, 24 апреля 2024
  • BRENT $ 87.98 / ₽ 8208
  • RTS1169.18
28 января 2011, 12:11 ОбществоПолитика

Египет: революция в черной дыре Интернета

Лента новостей

Акции протеста в Египте грозят вылиться в народный бунт. Но, по мнению политологов, судьба Хосни Мубарака будет во многом решаться в Вашингтоне. Всех мнений граждан мир не узнает — Египет превратился в черную дыру на карте мировых коммуникаций

Судьба Хосни Мубарака может решиться после пятничного намаза. Фото: AP
Судьба Хосни Мубарака может решиться после пятничного намаза. Фото: AP

Пятница — традиционный молитвенный день, — возможно, станет моментом истины для Хосни Мубарака. На этот день намечены масштабные акции протеста. Глава государства уже который день предпочитает не комментировать происходящее в стране. Ночью полиция провела рейды в домах членов запрещенного исламистского движения «Братья-мусульмане», прокуратура начала расследование против участников волнений, с полуночи в стране отключен Интернет, даже SMS отправляются через раз. Как рассказали Reuters в занимающейся мониторингом Сети компании Renesys, ситуация с доступом к Интернету в Египте беспрецедентна. Страна исчезла с карты мировых сетевых маршрутов.

«Пожалуйста, скажите миру. Мы в #Egypt отключены от любого сетевого и мобильного присутствия! Помогите!» — такое воззвание распространяется по микроблогам Twitter.

Египетская оппозиция тоже подготовилась. Заранее через Facebook был распространен список мечетей и церквей, у которых будет собираться народ, в страну вернулся экс-глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи, озвучивший главный лозунг оппозиции — Хосни Мубараку пора на покой. Против народа пока остается армия, за народ — творческая интеллигенция. 150 египетских артистов выпустили обращение к согражданам, где выразили поддержку участникам массовых акций протеста, передает «Аль-Джазира».

Призрак Анвара Садата

Хосни Мубарак находится у власти 29 лет, его тунисский коллега Зин эль-Абидин бен Али — 23 года. Их автократия казалась незыблемой и единственной преградой радикальным группировкам. Взрыв гостиницы в Каире в 1996 году и расстрел туристов у храма Хатшепсут в Луксоре в 1997-ом закрепили мнение — в Египте нужна твердая рука, и это рука Хосни Мубарака. Именно он поприжал «Братьев-мусульман» и «Аль-Гамаа Аль-Исламия», а в обмен получал американскую помощь. Так, в прошлом году Вашингтон предоставил Каиру 1,5 млрд долларов в виде экономической и военной помощи. После вспыхнувшего как спичка Туниса и бегства президента бен Али жителям Арабского Востока в одночасье стало понятно — невозможное возможно.

Нынешние выступления молодежи в Египте (а она составляет 60% населения, безработица в возрастной группе до 30 лет — 90%), как замечает германский Spiegel, стали самыми значительными со времен голодных бунтов 1977 года. Тогдашний президент Анвар Садат, покончивший с нассеризмом и проводивший политику либерализации экономики («инфитах»), договорился о проведении структурных реформ в обмен на помощь МВФ и Всемирного банка. В рамках этой программы правительство ликвидировало государственные субсидии на основные продукты питания. 18-19 января 1977 года Египет потрясла волна бунтов, погибли сотни человек. В 1978 году Анвар Садат подписал мирное соглашение с Израилем. Кэмп-Дэвид принес президенту-либералу Нобелевскую премию и отнял жизнь. В 1981 году исламские фундаменталисты совершили покушение на главу государства прямо на военном параде. Убийство Садата стало еще одним весомым аргументом в проведении внутренней политики Хосни Мубарака.

Захлестнувшая Египет волна протестов способна, по мнению иностранных наблюдателей, распространиться на многие страны Ближнего Востока, пишет The Wall Street Journal. В Тунисе власть уже сменилась, президент Йемена столкнулся с массовыми выступлениями толпы, власти Алжира срочно предпринимают меры для того, чтобы погасить волну недовольства. В последние две недели там назначаются новые министры, страна в спешном порядке закупает пшеницу.

Невозможное возможно

Политологи не исключают, что в ближайшее время события на Ближнем Востоке станут в некоторой степени повторением изменений в Восточной Европе 1989 года. «Многие эксперты были убеждены, что аппараты в таких странах как Сирия и Египет с их бронированной безопасностью непоколебимы. Но то же самое западные эксперты говорили о коммунистическом Восточном блоке в конце восьмидесятых. Тогда никто не понимал, насколько изнутри эти режимы были слабыми и как легко они могут пасть однажды, когда граждане смогут пересилить свой страх», — пишет Die Welt.

«Как стачка докеров Гданьска в 1980 году привела к основанию движения «Солидарность» и началу того процесса, кульминацией которого стало падение Берлинской стены и развал Советского Союза, так и революция в Тунисе через 10 лет, возможно, будет рассматриваться как сигнал арабскому миру к избавлению от автократических правителей. Это оптимистическая гипотеза», — считают обозреватели Berliner Zeitung. По их мнению, есть и альтернатива — арабские общества могут парализовать исламистские группировки.

Мубарак себе не хозяин

Опасения относительно прихода к власти радикалов в Египте — один из ключевых факторов умеренных заявлений Запада. Так, США призывают Хосни Мубарака провести коренные реформы и только. «Судьба 82-летнего Мубарака, который находится у власти почти 30 лет, будет решаться не только на улицах, но и в Белом доме… Египет — самый главный союзник США в регионе, не считая Израиля. У представителей правительства из Вашингтона фактически есть место в высоких кабинетах в Каире. И решающим будет то, что обсуждается за закрытыми дверями, а совсем не то, что официально заявляет Вашингтон», — пишет Die Tageszeitung.

«США, на финансовую поддержку которых опирается египетский режим, будут серьезно толкать [Египет] к демократизации, если он пообещает быть более стабильным, чем режим Мубарака», — считают в Berliner Zeitung.

О том, насколько трепетно Вашингтон относился к Мубараку, свидетельствуют и депеши посольства США в Каире. Газета The New York Times, в частности, опубликовала письмо посла Маргарет Скуби, которая давала Хиллари Клинтон наставления по поводу встречи госсекретаря США с египетским лидером. Визит главы Госдепа состоялся в 2009 году, тогда египетские власти освободили из тюрьмы тяжелобольного оппозиционера Аймана Нура. Глава дипмиссии советовала шефу даже не упоминать его имени. Кроме того, полученные сайтом WikiLeaks документы свидетельствуют, что в 2009 году Хиллари Клинтон уговаривала Хосни Мубарака оживить мирные переговоры между израильтянами и палестинцами, а также требовала ликвидировать каналы контрабанды оружия из Египта в сектор Газа.

Никто не застрахован

Переворот в Тунисе и беспорядки в Египте стали одной из главных тем, обсуждаемых в кулуарах Международного экономического форума в Давосе. Инвесторы осознали, что бизнес вообще не застрахован от политических рисков, прогнозировать развитие ситуации в любой стране крайне сложно, пишет The Financial Times. И политики, и бизнесмены признаются, что события в Тунисе были непрогнозируемыми. «Думаю, что развитие событий в Тунисе застало всех врасплох», — сказал Reuters саудовский принц Турки аль-Фейсал, возглавлявший ранее разведку этого королевства. Будущее Хосни Мубарака он даже не стал прогнозировать. «Что касается Египта, я на самом деле не могу сказать, к чему это все приведет», — говорит Аль-Фейсал.

Как афористично выразился по поводу предсказуемости арабских революций Фуад Аджами, эксперт Университета Джонса Гопкинса, «революции становятся «неизбежными» только задним числом», заметил он в интервью Newsweek, комментируя последние события в Тунисе и других арабских странах.

Арабские политики признают, что реформы нужны, только насколько радикальные — вот в чем вопрос. «Здесь выход — реформа, но реформа и есть проблема», — полагает бывший генсек ООН Кофи Аннан. «У каждой страны свои критерии и своя динамика развития. Думаю, нам нужно подождать день-два, пока ситуация не прояснится, и посмотреть, как будут развиваться демонстрации [в Египте]», — считает Турки аль-Фейсал. «Арабы разгневаны, и вместе с гражданами чувствуем себя разбитыми. Но реформа — это лишь название игры, и реформа должна пройти во всем арабском мире», — говорит генсек Лиги арабских государств, экс-глава МИД Египта Амр Мусса.

Чем обернулись реформы для Анвара Садата, в Египте знают хорошо.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию