16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1129.55
29 января 2011, 10:35 Финансы

Лукашенко ускоряет приватизацию

Лента новостей

Белорусское руководство вспомнило о срыве плана приватизации и теперь пытается ускорить приток инвестиций в экономику. Но эта задача может оказаться невыполнимой на фоне политических осложнений с Европой и Россией

Александр Лукашенко еще раз напомнил о готовности продать до 25% акций «Беларуськалия». Фото: РИА Новости
Александр Лукашенко еще раз напомнил о готовности продать до 25% акций «Беларуськалия». Фото: РИА Новости

В январе белорусское руководство вспомнило о срыве плана приватизации и теперь пытается ускорить приток инвестиций в экономику. Но эта задача может оказаться невыполнимой на фоне политических осложнений с Европой и Россией, а также из-за слишком высоких рисков для инвесторов.

Согласно данным белорусского Госкомитета по имуществу (ГКИ), за прошедшие 3 года планировалось продать 155 ОАО, но реально было принято решение о продаже акций лишь 16 из них. Потенциально распродажа госактивов могла бы существенно уменьшить дефицит бюджета, однако по итогам 2008–2010 годов в республиканскую казну от продажи акций поступило около 14 млрд белорусских рублей и 780 млн долларов.

Между тем, за прошедшие три года были акционированы крупнейшие промышленные предприятия страны — МАЗ, «БелАЗ», «БелОМО», «Интеграл», «Беларуськалий», представляющие интерес и для российских инвесторов.

В середине января Александр Лукашенко еще раз напомнил о готовности продать до 25% акций «Беларуськалия». «Мы предложили, и это уже не секрет, «Беларуськалий». Мы сказали, что больше 25% мы не продадим. Мы назвали цену, которая сегодня растет. Желающих за такую цену купить немного, но они есть. Хотят — пусть покупают, нет — меньшей цены не будет», — цитирует слова белорусского президента его пресс-служба.

Претендентами на эту покупку были крупнейшие китайские импортеры калийных удобрений — холдинг Sinofert и компания China Blue Chemical. Их представители в прошлом году приезжали в Солигорск знакомиться с предприятием и были готовы вложить в его развитие 2 млрд долларов. Однако позже тогдашний первый вице-премьер правительства Белоруссии Владимир Семашко заявил, что правительство рассчитывает продать миноритарный пакет акций «Беларуськалия» за 6–7 млрд долларов, а спустя еще некоторое время он же утверждал, что, хотя желающих прикупить акции много, но «сейчас не самый удачный момент для продажи».

Китайцы до сих пор думают, но, возможно, теперь продажная ситуация для белорусов стала лучше, так как мировой спрос на калийные удобрения и цены на них устойчиво растут. То же самое относится к нефтяной и другим отраслям.

В правительстве нового белорусского премьера Михаила Мясниковича, сверстывая экономические планы на этот год, рассчитывают на существенный приток инвестиций. Как сообщил в пятницу в Минске министр транспорта и коммуникаций Белоруссии Иван Щербо, в 2010 году прирост инвестиций в основной капитал транспортной отрасли увеличился на 25%, а из общей суммы инвестиций иностранные составили 132,6 млн долларов (вместо запланированных 200 млн). В 2011 году прямые иностранные инвестиции предполагается увеличить до 529 млн долларов.

«В 2011 году необходимо привлечь инвестиций в основной капитал на 17–18% больше уровня 2010 года в сопоставимых условиях. При этом удельный вес иностранных инвестиций должен составить не менее 21% от общего объема», — поставил задачу Иван Щербо.

Правда, план приватизации на 2011–2013 годы белорусское правительство еще не утвердило из-за разногласий по деталям политики приватизации, как и перечень компаний, нуждающихся в привлечении инвестиций. «Не сформулирована четкая позиция по вопросам реализации политики приватизации. Это привело к тому, что сегодня мы живем без плана приватизации на три следующих года», — заявил на этой неделе заместитель премьер-министра Белоруссии Сергей Румас.

Ускорить разработку этого плана белорусским чиновникам придется, так как возможности государства не беспредельны, а эффективность управления госсобственностью не слишком высока. Сергей Румас уже заявил, что «сегодня государство не в состоянии оказывать финансовую поддержку госпредприятиям в таком объеме, как это было раньше», и отметил, что если нынешние владельцы госпредприятий не способны управлять ими эффективно, то необходимо сменить таких собственников.

Пока же белорусы пытаются реформировать систему управления госэкономикой. «Скорее всего, будет принято решение постепенно органам госуправления отходить от руководства этими предприятиями, а госсобственностью будет управлять независимый орган», — сообщил заместитель премьер-министра. Он сказал, что эти функции, возможно, будет выполнять Госкомимущество либо какой-то другой орган, который наймет квалифицированных менеджеров.

Как считает директор аналитического департамента инвестгруппы «Норд-Капитал» Владимир Рожанковский, белорусские активы могут быть интересны для инвесторов.

Что касается российского бизнеса, то он способен обеспечить существенные в масштабах Белоруссии инвестиции, но вопрос носит «сугубо политический характер». «Это решается исключительно в Кремле и Белом доме, что одно и то же, и куда ведут все дороги. И если Лукашенко удастся договориться с Путиным, то он даст отмашку российским инвесторам», — считает аналитик.

Правда, в данный момент из-за простоя на НПЗ, который был весьма болезнен для белорусской экономики, ситуация для компромисса в этих вопросах еще не созрела, и чтобы в очередной раз помириться, сторонам необходимо определенное время. Конечно, пока Александр Лукашенко может попытаться найти инвесторов в Европе, но Владимир Рожанковский полагает, что это направление для него закрыто надолго. Как говорится, «критическая масса накопилась».

«Любой европейский инвестор первым делом обратится в консульство, где ему сразу же скажут, что не дают никаких гарантий и поддержки по ведению бизнеса в Белоруссии, и с учетом существующих рисков никто из Европы туда не пойдет», — заявил Владимир Рожанковский.

Поэтому он считает, что определенные надежды на привлечение капитала Александр Лукашенко может связывать со странами, у которых не существует жестких стандартов и процедур по страхованию политических рисков своих инвесторов на территории других государств. В их числе Иран, Китай, североафриканские государства (тем более, с учетом нынешней нестабильной ситуации в этих странах), а также Венесуэла и другие небольшие страны, которые находятся «в политической опале».

При этом белорусы могут рассчитывать на инвестиции далеко не во все свои активы и хотя, например, появились слухи о готовности Венесуэлы приобрести НПЗ, вряд ли такой вариант реализуется. «Если Лукашенко не хочет продать 25% «Беларуськалия» задешево, то, в конечном счете, он их продаст за 5–6 млрд долларов. Но продажа НПЗ Венесуэле — это утопия, так как транспортировка на них венесуэльской нефти заведомо дороже самых дорогих российских поставок», — прогнозирует Владимир Рожанковский.

И вряд ли какие-то иностранные инвесторы заинтересуются, например, белорусской инфраструктурой. По словам аналитика, даже в России инвесторы не вкладываются в эту сферу из-за того, что не могут распоряжаться землей, а политические риски при совместном инвестировании с государством колоссальные, так как окупаемость по таким проектам наступает лет через 25. Поэтому в России инвесторы в основном вкладываются в те бизнесы, которые дают право на владение ими. Либо в энергетику на паях с госкомпаниями, так как здесь можно получить окупаемость через 3–5 лет.

«Если эту ситуацию перекладывать на Белоруссию, то в проекты с длительной окупаемостью в эту страну инвесторы тем более не придут. Даже из Ирана. Миссия по привлечению в эти сферы капитала невыполнима», — заключил Владимир Рожанковский.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию