16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
2 февраля 2011, 14:47

КИТ поднял волну

Лента новостей

Банк «КИТ Финанс» выразил свое несогласие ценой, которую предлагает ММВБ за принадлежащие ему акции РТС. Однако это вряд ли сорвет сделку по «дружественному поглощению» ММВБ биржи РТС

ММВБ и РТС объединятся, несмотря на несогласие некоторых акционеров. Фото: РИА Новости
ММВБ и РТС объединятся, несмотря на несогласие некоторых акционеров. Фото: РИА Новости

Заявление первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева о покупке ММВБ пакета биржи РТС было сделано 1 февраля. Он назвал сделку «дружественным поглощением».

Президент ММВБ Аганбегян сказал Business FM: «Вчера Алексей Валентинович (Улюкаев — BFM.ru) использовал фразу «дружественное поглощение». Мне кажется, тут тоже есть определенный смысл. Но при этом мы всегда декларировали, что для нас важно в этой сделке — объединение, мы надеемся, что наши коллеги нас в этом смысле поддержат».

Но сообщение регулятора об объединении бирж вызвало негативную реакцию со стороны одного из акционеров РТС — банка «КИТ Финанс».

Дело в том, что ММВБ направила предложения о покупке всем акционерам РТС, но получила согласие только пяти из них: инвесткомпаний «Ренессанс Капитал», АТОН, «Тройка Диалог», Альфа-банка (им принадлежит по 10% РТС) и инвестфонда «Да Винчи» (у него 15% акций биржи).

Председатель правления фондовой биржи РТС Роман Горюнов заявил Business FM: «Подписано соглашение о взаимопонимании между крупнейшими акционерами РТС и крупнейшими акционерами ММВБ о создании объединенного холдинга, но это пока не юридический документ, а соглашение о намерениях, которое в ближайшее время должно быть оформлено уже в виде каких-то конкретных документов по сделкам».

Если ММВБ ограничится покупкой этих пакетов, она все равно обеспечит себе контрольный пакет РТС. Тем не менее «КИТ», которому принадлежит 10,56% акций РТС (банку «КИТ Финанс» принадлежит 10-процентный пакет, еще 1,048% акций владеет УК «КИТ Фортис») решился на демарш.

Как передает РИА Новости, президент Транскредитбанка, председатель совета директоров «КИТ Финанса» Юрий Новожилов заявил о том, что существуют более выгодные предложения о выкупе данного пакета.

«РТС оценили в 1,15 млрд долларов. Это цена, по которой будет предложено всем акционерам получить 35% деньгами, а 65% обменять на акции ЗАО «ММВБ», — рассказал Роман Горюнов Business FM Он пояснил, что если акционеры не согласятся, то цена оферты будет на уровне 840 млн долларов капитализации.

Президент ММВБ Рубен Аганбегян сообщил Business FM: «К оценке стоимости ММВБ привлекались инвестиционные банки, а повышение стоимости пакета акций РТС произошло на фоне желания ММВБ получить контрольный пакет этой биржи. Поэтому стоимость РТС и была повышена на 37% по сравнению с рыночной оценкой — до 1,15 миллиарда долларов. Аналогичные по цене предложения сделаны и другим акционерам РТС».

Кому КИТ может предложить свой пакет

«Пакетом акций РТС, принадлежащих КИТу, может заинтересоваться лишь тот акционер ММВБ, который желает повысить свою долю в самой ММВБ. По логике, это может быть только государственный банк, — высказал свое мнение в беседе с BFM.ru бывший топ-менеджер ММВБ. — Если это так, то это свидетельствует о разброде и шатании в позициях ЦБ и крупнейших банков».

Он также отмечает, что данный пакет не станут выкупать иностранные банки — акционеры ФБ ММВБ, и уже тем более вряд ли станет покупать Европейский банк реконструкции и развития (о продаже доли РТС ЕБРР говорила в конце 2010 года сама биржа РТС). «В нашей стране банкам особо невыгодно идти наперекор воли Центробанка, так можно и лицензии лишиться». — резюмирует собеседник BFM.ru.

Плюсы и минусы слияния

Сообщение о слиянии ММВБ и РТС не стало неожиданностью для рынка, говорит гендиректор Международного Финансового Клуба LoginFX Росс Хассетт. «Исторически сложилось так, что РТС функционирует на основе котировок, выраженных в долларах. Более ликвидная ММВБ в последнее время потеснила РТС, которая ориентируется на локальных брокеров. ММВБ предлагает анонимный аукцион заявок, что является более предпочтительным принципом торговли на фондовом рынке», — отмечает Росс Хассетт.

Роман Горюнов считает, что объединение бирж будет «пустыми хлопотами», если не «подумать, по какой технологии организации торговли на рынке они хотели бы работать».

Он отмечает, что в РТС существует система, которая называется РТС-стандарт, расчеты в которой идут по технологии «Т плюс 4», то есть оплатить сделку можно спустя четыре дня после ее совершения, с гарантией расчетов через центрального контрагента. На ММВБ основная система торговли основывается на 100 % обязательном преддепонировании — это значит, что брокер может покупать активы лишь на ту сумму, которую он изначально разместил на счету биржи.

«Очень важно, чтобы на этапе консолидации все преимущества каждой из бирж были сохранены. Деталей относительно того, как будет выглядеть инфраструктура после объединения, на текущий момент нет. Ближайшие 2,5 месяца будут определяющими с точки зрения того, как будет выглядеть инфраструктура», — заявил Роман Горюнов Business FM.

«Мы предполагаем, что объединенная биржа преимущественно сконцентрируется на повышении международной привлекательности, что, несомненно, получит мощную политическую поддержку в силу стремления и усилий России в сторону укрепления позиций в качестве мощного финансового центра», — говорит Росс Хассетт.

Председатель совета директоров МДМ банка, бывший руководитель ФСФР и бывший первый зампред Центробанка Олег Вьюгин в беседе с Business FM поставил под сомнение целесообразность слияния двух бирж.

«Правило 17F7 (это правило Комиссии по ценным бумагам США, согласно которому российские расчетные депозитарии не признаются соответствующими нормам — BFM.ru) — тоже не очень большая работа, просто наша бюрократия запуталась в интригах вокруг этого дела, — считает Вьюгин. — Если бы об этом не было речи, если бы все было честно и правильно, это давно можно было сделать, и даже это было бы на двух биржах, и не надо бы их было объединять».

Олег Вьюгин также обратил внимание на то, что в Европе отказываются от идеи центральных депозитариев и задумываются над конкуренцией бирж. «И даже, может быть, не надо сосредотачивать все риски торговли в одном центральном контрагенте. Может быть надо иметь несколько. То есть там сейчас задумались об обратном движении. А мы все время догоняем и делаем то, от чего отказываются там. Все оттуда уходят, а мы туда только прибегаем. Пора бы задуматься об этом», — считает эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию