16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 89.84 / ₽ 8453
  • RTS1160.60
4 февраля 2011, 21:15 ОбществоПравоПолитика

ФМС заработала на мигрантах треть от запланированной суммы

Лента новостей

За последние полгода России удалось заработать на продаже патентов трудовым мигрантам всего 330 млн рублей. А рассчитывали — как минимум 1 млрд рублей

Трудовые мигранты предпочитают патенты у ФМС не покупать. Фото: РИА Новости
Трудовые мигранты предпочитают патенты у ФМС не покупать. Фото: РИА Новости

Поправки в закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» о том, что для работы по найму у частников мигранты должны покупать в Федеральной миграционной службе (ФМС) патенты на срок от одного до трех месяцев, вступили в силу 1 июня 2010 года.

Система патентов должна была вывести из тени часть нелегальных мигрантов — по данным ФМС, в России трудится от 3 млн до 5 млн человек. Система патентов была рассчитана в первую очередь на выходцев из стран постсоветского пространства — тех, кто работает на частников нянями, строителями, водителями. Это примерно 40% от всех приехавших на заработки в Россию из ближнего зарубежья.

Чтобы купить патент, мигрант должен встать на миграционный учет, прийти в ФМС и предъявить паспорт. Приобретение патента автоматически открывает мигранту доступ к социальным гарантиям, предусмотренным российским трудовым законодательством. Продлить же уже имеющийся патент мигрант может, заплатив 1 тысячу рублей за месяц.

Продажа разрешений на работу должна была, по расчетам, обеспечить поступление в бюджет значительных средств. «Патентами воспользуются примерно 1 млн иностранных граждан», — строил планы в мае 2010 года заместитель начальника управления ФМС Константин Полторанин.

Однако через полгода после вступления в силу закона выяснилось, что мигрантов, желающих приобрести официальное разрешение на работу, оказалось на порядок меньше. Так, в 2010 году было выдано примерно 160 тысяч патентов. Об этом сообщил глава ФМС Константин Ромодановский в интервью телеканалу «Россия 24». Сумма поступивших в бюджет средств составила всего 330 млн рублей.

«Конечно, эта цифра небольшая, она меня не устраивает. Мы рассчитывали на гораздо большие объемы», — заявил Ромодановский. — Вроде бы сумма незначительная, но она могла бы совсем не существовать, если бы не было системы патентов».

Планировалось, что поступления в бюджет от продажи патентов мигрантам составят миллиарды рублей, говорит BFM.ru Лидия Графова, председатель исполкома «Форума переселенческих организаций», член правительственной комиссии по миграционной политике. При продаже 1 млн патентов в бюджет должно было поступить как минимум 1 млрд рублей.

«Вот сведения на середину января, которые давал бывший первый замдиректора Федеральной миграционной службы Михаил Тюркин, — 134 тысячи патентов и 287 млн рублей поступлений в бюджет. Получается, что надежды, увы, не оправдались», — сетует Графова.

По словам Ромодановского, на результатах сказались «слабая информационная работа и в государствах исхода, и в РФ, и недоработки миграционного контроля». «В этом году работа будет серьезнее», — пообещал глава ведомства.

Работа над ошибками

О том, что ФМС планируется активнее заниматься процессом адаптации мигрантов, BFM.ru сообщал еще в декабре 2010 года, когда стало известно о планах создания в ведомстве нового специального подразделения, которое будет заниматься именно адаптацией мигрантов и их интеграцией в российское общество. ФМС сообщал о создании в России культурных центров, где мигранты смогут изучать русский язык, культуру поведения и российское законодательство, в том числе Трудовой кодекс.

Причины неудачи попытки вывода из тени нелегальной миграции, по мнению Графовой, заключаются в том, что в законодательстве не заложена возможность упрощенной легализации для тех, кто захочет выйти из теневого сектора и получить патент. «Это и отпугивает мигрантов», — говорит Графова BFM.ru.

С 2013 года процедура усложнится — у мигрантов планируется брать отпечатки пальцев, перед тем, как продать им патент. Усугубить ситуацию может и очередное сокращение квот на мигрантов. На этот год она составляет 1,74 млн человек. Для сравнения — в 2009 году квота составляла 3,9 млн человек.

Количество россиян, которые уезжают на заработки за границу, в разы меньше притока мигрантов, также сообщил Константин Ромодановский. Ежегодно уезжают работать в другие страны 300-350 тысяч наших соотечественников. На ПМЖ уезжает 30-40 тысяч человек ежегодно. При этом в кризисный период количество эмигрирующих россиян сократилось в два раза. Ранее ежегодно уезжало из России около 70 тысяч человек. В 2009 году, к примеру, был достигнут исторический минимум по количеству уехавших в США россиян, сообщал ранее генконсул США в России Ричард Бир. Для сравнения — в 90-х годах в США уезжало до 20 тысяч россиян ежегодно.

Россияне и сейчас уезжают, в основном, в Европу и США, говорит BFM.ru начальник аналитического отдела ВЦИОМ Леонтий Бызов, обратно на родину возвращается меньше 10%.

«Из тех, кто уехал, кто-то полностью порывает с Россией, а кто-то старается жить на два дома. Иногда сюда возвращаться, периодически поддерживать связь, может быть, даже участвовать в какой-то научной деятельности, если это касается ученых. Но основной центр их применения остается за рубежом», — говорит Бызов BFM.ru.

«Люди ищут не только работу и возможность заработать, ищут интеллектуальную среду, инфраструктурную, которую не находят у нас», — признает он.

Это подтверждает и недавний пример с лауреатами Нобелевской премии по физике 2010 года Андреем Геймом и Константином Новоселовым, выходцами из России. Оба сейчас работают в Великобритании. После присуждения им премии руководитель департамента международного сотрудничества фонда «Сколково» Алексей Ситников предложил ученым вернуться на родину и работать в Сколково, но они категорически отказались.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию