16+
Пятница, 17 августа 2018
  • BRENT $ 71.76 / ₽ 4839
  • RTS1052.74
10 февраля 2011, 18:50 РынкиКомпании

Metro не станет продаваться по частям

Лента новостей

X5 Retail Group заинтересован в покупке магазинов немецкой компании Metro, сообщил Reuters. Компании опровергают ведение переговоров по сделке. Но, тем не менее, тенденция слияний и поглощений на российском рынке ритейла сохраняется

Слухи о желании X5 купить немного Metro лишь подтверждают тенденцию слияний и поглощений на российском рынке ритейла. Фото: РИА Новости
Слухи о желании X5 купить немного Metro лишь подтверждают тенденцию слияний и поглощений на российском рынке ритейла. Фото: РИА Новости

X5 Retail Group заинтересован в покупке российских и зарубежных активов немецкой компании Metro (сеть гипермаркетов Real и центры мелкооптовой торговли Metro Cash&Carry). Об этом сообщил Reuters со ссылкой сразу на три источника.

По словам одного из источников агентства, X5 присматривается к магазинам формата cash&carry и гипермаркетам Real в России, а также магазинам других рынков, где работает Metro, в том числе в Восточной Европе. Он указывает, что X5 заинтересован в первую очередь в покупке Real, поскольку формат гипермаркетов у X5 развит слабо, а другой крупный российский ритейлер «Магнит» «стремительно в нем развивается».

Источники Reuters сообщают, что X5, возможно, приобретет долю в 10% в Metro у основателя компании, 84-летнего Отто Байсхайма. Стоимость этого пакета составляет около 2,3 млрд долларов, исходя из рыночной капитализации Metro.

Много шума из ничего

Предполагаемые участники сделки опровергли информацию о возможной покупке, а также сам факт ведения переговоров. «У нас нет интереса продавать Real или Cash&Carry в России. Переговоров нет», — сообщил представитель Metro Reuters. В пресс-службе X5 сегодня отказались от комментариев.

Слухи о том, что владельцы Metro могут продать свою долю или ее часть, появляются не первый раз. В январе этого года с официальным опровержением возможной продажи своей доли была вынуждена выступить инвесткомпания Franz Haniel & Cie GmbH, которая владеет 34,2% акций Metro. Глава компании Юрген Клуге заявил изданию Sueddeutsche Zeitung, что потенциал бизнес-модели Metro еще не исчерпан, а потому для компании еще не настало время для продажи доли в Metro.

Участник российского рынка ритейла, пожелавший остаться неназванным, говорит BFM.ru, что Metro вряд ли пойдет на такую сделку, при условии, что подобное предложение от X5 все же поступало. «Metro невыгодно продавать что-то частями. Компания либо будет сама работать в России, либо же продаст все активы», — говорит собеседник BFM.ru.

Metro — один из немногих зарубежных игроков на российском рынке ритейла, который достаточно успешно развивается. В настоящее время российское подразделение Metro представлено 57 торговых центрами МЕТРО Кэш энд Керри в 39 регионах страны, сеть «Real» — 16 гипермаркетами. В России «МЕТРО Кэш энд Керри» присутствует с 2000 года. В ноябре 2001 года были открыты первые два ТЦ «МЕТРО Кэш энд Керри» в Москве.

У ритейла в России есть потенциал роста

Заметим, что за последние два года российский рынок покинули сразу два иностранных розничных оператора. В декабре 2010 года американская компания Wal-Mart закрыла свой московский офис и отказалась развивать в России бизнес с нуля, не найдя новую компанию для покупки.

А в 2009 году российский рынок покинула крупнейшая в Европе французская сеть Carrefour. Также по причине отсутствия возможностей для дальнейшего роста на рынке нашей страны.

Эксперты, опрошенные BFM.ru, при этом указывают, что для российских игроков такие возможности есть. В стране сейчас освоено не более 40% от оборота всего продуктового ритейла — современного и «советского» образца, говорит BFM.ru аналитик Deutsche Bank Наталья Смирнова. «Самым насыщенным рынком являтся Санкт-Петербург», — говорит она.

Высокая конкуренция наблюдается в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Татарстане, говорит BFM.ru Александр Мальчевский, исполнительный директор Союза независимых сетей (объединение региональных ритейлеров, занимающее пятое место на национальном рынке розничной торговли). «Участники рынка говорят, что в Петербурге уже негде гвоздь забить», — иронизирует он.

Сейчас на российском рынке ритейла активный период слияний и поглощений. В декабре 2010 года X5 Retail Group объявила о покупке ТД «Копейка» у основного акционера ФК «Уралсиб» Николая Цветкова за 51,5 млрд рублей.

Уже в этом году «Дикси» объявила о договоренности по покупке сети «Виктория» за 20 млрд рублей. Сделка будет закрыта в мае, после чего сеть станет третьей по размеру выручки (ожидается, что она вырастет на 50%), торговых площадей и количеству магазинов.

В ближайшее время в российском ритейле можно ожидать заключения новых сделок по слиянию и поглощению, потому что сейчас самое подходящее время для этого, считает Мальчевский. «Кризис в ритейле закончился. Крупные федеральные операторы обладают достаточным запасом ликвидности для покупок, а интересные активы после кризиса стоят достаточно дешево. В ближайшее время возможно увеличение их стоимости», — говорит он BFM.ru.

«При этом пример «Виктории» показывает нам, что покупка мелких сетей позволит увеличивать стоимость бизнеса перед продажей [до достижения договоренности о продаже с «Дикси» «Виктория» приобрела тульского розничного оператора «Семейная копилка» BFM.ru]», — подчеркивает Мальчевский.

Федеральные операторы сейчас должны будут пойти в регионы, уверены эксперты. Самыми не освоенными ими регионами — значит, теоретически выгодными с точки зрения конкурентной среды — являются Сибирский федеральный округ и Приморье, уточняет Мальчевский. «Но там необходимо развивать логистику», — указывает Смирнова. Сейчас в Союзе ритейлеров разрабатываются логистические проекты, призванные облегчить работу ритейлеров в таких регионах, уточняет Мальчевский.

Самые крупные игроки российского рынка ритейла уже объявили о планах пойти в регионы. X5 Retail Group, к примеру, будет открывать магазины в маленьких городах и поселках — с населением от 5 тысяч человек, ранее заявил глава X5 Лев Хасис на форуме «Россия-2011». За последние три месяца компания уже открыла около 50 магазинов в провинции, но собирается развиваться в регионах, где у нее уже развита логистика.

А краснодарский ритейлер «Магнит», напротив, принял решение увеличить число магазинов в Москве и Санкт-Петербурге и намерен открыть до 50 магазинов в северной столице и области. Об этом заявил ранее совладелец сети Сергей Галицкий. На сайте компании сказано, что в дальнейшем сеть сосредоточится на развитии в Уральском и Центральном регионах.

Федеральные игроки рано или поздно пойдут в неразвитые регионы. Порог доминирования, прописанный в законе о торговле, который не позволяет сетям развиваться в отдельно взятом регионе, если на их долю приходится 25% от оборота розничной торговли, сделает свое дело. В будущем, возможно, норма будет ужесточена — на этом настаивает ФАС.

Региональные розничные сети будут объединяться, чтобы не быть поглощенными, считает Мальчевский. По его словам, порог доминирования — это палка о двух концах. Региональные сети в «домашнем» регионе имеют все возможности для развития связи с поставщиками и учета специфики местных потребительских предпочтений. «Эффективные игроки в таких условиях быстро развиваются, но, достигнув оборота в 25%, не могут больше открывать новые магазины. Затем в регион приходит крупный игрок, и региональная сеть оказывается в сложной ситуации. Для того чтобы противостоять федеральным операторам, сети будут объединяться, в том числе в сфере логистики, консолидации закупок, обучения персонала и так далее», — говорит он BFM.ru.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию