16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.22 / ₽ 8161
  • RTS1175.03
4 марта 2011, 10:55 ОбществоМакроэкономикаНаукаКомпании

Директор LSE ушел в отставку по соображениям этики

Лента новостей

Этика неожиданно становится категорией бизнеса. По крайней мере, так счел глава LSE Говард Дэвис, принимавший пожертвования от режима Каддафи

Глава LSE не брал взятки от режима Каддафи. Но он согласился принять пожертвования на научную работу, о чем теперь жалеет. Фото: wef.orphea.com
Глава LSE не брал взятки от режима Каддафи. Но он согласился принять пожертвования на научную работу, о чем теперь жалеет. Фото: wef.orphea.com

Глава одного из самых уважаемых в мире университетов, Лондонской школы экономики и политических наук (LSE), Говард Дэвис ушел в отставку на волне разгорающегося скандала с пожертвованиями семьи Муаммара Каддафи этому научному учреждению. Компания Christian Dior бескомпромиссно избавилась от одного из самых известных в мире дизайнеров Джона Гальяно через несколько дней после его пьяной выходки с антисемитскими высказываниями. Самый популярный немецкий политик барон Гуттенберг, которого прочили в канцлеры Германии, уходит в отставку с поста министра обороны после разоблачений в СМИ относительно плагиата в его докторской диссертации.

Это все новости одной недели. К сожалению, ни за последнюю неделю, ни за последний год не могу припомнить ни одной российской новости на тему о том, как видные политики, бизнесмены или представители академической науки, совершив предосудительный с моральной точки зрения поступок, подавали бы в отставку или были за подобный проступок в нее отправлены. Как известно, «у ней особенная стать», и поэтому эта заметка — в основном о том, что происходит за нашими суверенными границами, — там определенно что-то происходит.

По порядку. Вечером в четверг стало известно о том, что директор LSE признал ущерб, нанесенный репутации этого элитного и очень дорогого университета связями с ливийским режимом. Речь идет о том, что LSE согласился принять от фонда сына Каддафи, Саифа аль-Ислама, полтора миллиона фунтов на «научные исследования». Первый транш этой суммы в размере 300 тысяч фунтов уже был получен Лондонской школой, эти деньги пошли на стипендии для студентов из Северной Африки.

Надо добавить, что сам Саиф аль-Ислам учился в LSE, где в 2003 году защитил докторскую диссертацию по теме: «Роль гражданского общества в демократизации мировых властных институтов». В то время как отец магистра философии, политологии и социальных наук (научная степень, присвоенная сыну Каддафи в LSE) бомбит собственных сограждан, укрепляя тем самым свои «властные институты», многим из нынешних студентов Школы эта ситуация показалась вызывающей. До волнений дело не дошло, но протесты студентов элитного вуза были услышаны далеко за его пределами.

Скандал усугубляется еще и тем, что в упомянутой диссертации Саифа аль-Ислама обнаружены совершенно определенные признаки плагиата. Университетский совет сейчас проводит по этому поводу отдельное расследование. Еще одно расследование ученых мужей посвящено более широкой теме связей LSE с режимом Каддафи.

Согласитесь, произойди история с диссертацией в России, никто бы на нее внимания не обратил. В академической среде подобных примеров множество, когда сын (дочь, племянник — нужное подчеркнуть) уважаемого человека нанимает «литературного негра», который пишет за него диссертацию, а за это вуз, закрывающий глаза на сомнительный вклад этой диссертации в науку, получает, допустим, партию компьютеров.

Или вот события трехлетней давности, когда старший научный сотрудник Brookings Institution Клиффорда Гэдди взял на себя труд изучить кандидатскую диссертацию Владимира Путина, и обнаружил в ней поразительное сходство с работой американских профессоров Университета Питтсбурга Уильяма Кинга и Дэвида Клиланда. Совпадали или были чрезвычайно похожи не только текст, но даже таблицы и диаграммы. Эти неудобные сопоставления не произвели в российском общественном мнении никаких потрясений. Тем более нелепым, в нашем представлении, выглядит поступок министра обороны Германии, который при аналогичных обстоятельствах взял и ушел в отставку, заявив, что критика СМИ не позволяет ему полностью сосредоточиться на выполнении своих функциональных обязанностей. Поскольку в России никакой критики со стороны СМИ не наблюдалось, то и г-ну Путину ничто не мешало выполнять свои обязанности.

Но вернемся к поразительной истории с Лондонской школой экономики. Как пишет The Huffington Post, у главы LSE — давние связи с Ливией. При премьер-министре Тони Блэре он служил экономическим посланником в Ливии, а в 2007 году принял пожертвование в размере 50 тысяч долларов от Суверенного фонда Ливии, которому оказывал консультационные услуги. То была бесплатная работа, и деньги были переданы LSE, так что никакой личной материальной заинтересованности в действиях профессора Дэвиса, по-видимому, не было. Но задним числом он признает, что его решение принять эти средства были «непродуманным»: «Мне не за что особенно стыдиться за эту скромную (и неоплачиваемую) работу, которую я никогда не скрывал, но ее последствия были таковы, что мне стало труднее защищать Институт», — приводит Huffington Post выдержку из заявления ушедшего в отставку директора LSE.

От себя американское Интернет-издание добавляет, что Саиф аль-Ислам всегда рассматривался как наиболее «респектабельный из потомков Каддафи»; его считали будущим реформатором, он получал комплименты от мировых лидеров и даже руководителей правозащитных организаций. То есть если профессор Дэвис и заблуждался в отношении этичности связей своей Школы с режимом Каддафи, то делал это добросовестно, и уж точно он был далеко не одинок в этом заблуждении.

Так, в 2009 году Всемирный экономический форум в Давосе пригласил сына Каддафи в числе «молодых глобальных лидеров», которые, как говорится в сообщении на сайте форума, «уже продемонстрировали приверженность служения обществу». Не прошло и двух лет, как «молодой глобальный лидер», выступая по ливийскому телевидению, пообещал пролить «реки крови», защищая режим своего отца.

Через несколько дней после этого Дэвис в интервью BBC признал: «Знай мы тогда то, что знаем сегодня, наше решение (относительно финансирования LSE из Триполи) могло бы быть другим».

Это, конечно, полная чушь. Что такое режим Каддафи, знали все, кто хотел это знать, и это никому в мире не мешало торговать с ним, принимать от него подачки, продавать ему пакеты акций (один из крупнейших итальянских банков), поместья (на испанской Коста дель Соль), оружие (Россия, контракт на 4,5 миллиарда долларов, который, видимо, так и не будет исполнен — не по российской инициативе), ну и научные степени от LSE.

Но что-то в мире все-таки происходит, если в разгар гражданской войны в Ливии совершаются поступки, вроде отставки Говарда Дэвиса. К нему я бы добавил вчерашнее заявление Джорджа Сороса, человека, не слывущего сентиментальным: он выступил за более справедливое распределение доходов от экспорта нефти в нефтедобывающих государствах, чтобы избежать «новых ливий».

Похоже, что на фоне исторических событий в Северной Африке такая внеэкономическая категория, как «мораль» неожиданно становится важным фактором, который в перспективе будет влиять на принятие решений крупного бизнеса, правительств и наиболее уважаемых научных учреждений. Является ли это новым (дурацкое слово) трендом, безусловно, еще предстоит выяснить. Но что-то явно меняется.

Портал BFM.ru будет внимательно отслеживать эту наметившуюся тенденцию, в ближайшие недели мы намерены опубликовать серию интервью с крупными экспертами, учеными и бизнесменами разных стран об этике и морали как категориях бизнеса.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию