16+
Воскресенье, 24 сентября 2017
  • BRENT $ 56.90 / ₽ 3272
  • RTS1123.24
18 мая 2011, 13:50 ОбществоПравоПолитика

КС: советы муниципальных районов можно создавать без выборов

Лента новостей

Этот порядок не нарушает конституционные права граждан. Но КС считает нужным изменить порядок формирования представительного органа муниципального района

Конституционный суд (КС РФ) признал соответствующими Конституции России нормы закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», позволяющие (в порядке исключения из общего правила) формировать представительные органы муниципальных районов без проведения выборов, сообщает пресс-служба суда.

На большей части территории России существуют три типа муниципальных образований: поселения, муниципальные районы и городские округа. Поселения включаются в состав муниципальных районов. И в поселениях, и в муниципальных районах формируются собственные органы местного самоуправления. В зависимости от вида муниципального образования ФЗ «Об общих принципах организации…» предусматривает два варианта формирования их представительных органов. В поселениях и городских округах представительный орган избирается напрямую населением, тогда как в муниципальных районах, согласно ч.4 ст.35 этого федерального закона, он может либо избираться на муниципальных выборах, либо состоять из представителей поселений. Такими представителями могут быть главы поселений, входящих в состав муниципального района, и депутаты их представительных органов. Согласно действующему законодательству, этот вариант возможен, если соответствующая инициатива одного из представительных органов поселений будет поддержана в течение одного года представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района.

Обнародованное сегодня сообщение КС — результат проверки конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 ФЗ «Об общих принципах организации…». Поводом для рассмотрения дела в КС стала жалоба жителя города Наро-Фоминск (Московская область) Николая Савостьянова, который возмутился действиями местных властей. В 2009 года Совет депутатов Наро-Фоминского муниципального района, избранный в 2008 году, досрочно прекратил полномочия в связи с самороспуском, сообщает КС. Выборы депутатов не были назначены, поскольку ранее Совет депутатов сельского поселения Веселевское Наро-Фоминского муниципального района выступил с предложением формирования Совета согласно пункту 1 части 4 статьи 35 ФЗ «Об общих принципах организации…», то есть, минуя выборы. Инициативу поддержали советы депутатов всех поселений, входящие в Наро-Фоминский район. Заявитель считает, что оспариваемые им нормы нарушают его право на осуществление местного самоуправления, а также право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, поскольку они позволяют отказываться от прямых выборов населением представительных органов власти. Эти нормы противоречат ряду статей Конституции России и статье 3 Европейской хартии местного самоуправления, утверждает истец.

«Порядок, применяемый на альтернативной основе, и предусматривающий вхождение в состав представительного органа муниципального района лиц, получивших свои полномочия напрямую от населения, не нарушает конституционные права граждан», — подчеркивает КС. Конституция РФ и Европейская хартия местного самоуправления не исключают формирование представительного органа муниципального образования, созданного по территориальному принципу, из представителей поселенческих образований, если такие лица прошли через муниципальные выборы и если такое решение принимают сами местные жители; оспариваемые нормы ФЗ «Об общих принципах...» не отступают от этих требований, утверждается в сообщении КС.

«Население, выбирая поселенческую власть, должно осознавать, что избранные им лица могут войти в состав представительного органа районного уровня. В то же время принцип формирования представительного органа муниципального района не является обязательным, не предписывается законом, а устанавливается волеизъявлением населения. Кроме того, данный способ и его закрепление в уставе муниципального района не препятствуют тому, чтобы вновь перейти к выборной процедуре», — указывает суд.

Утвердив соответствие Конституции некоторых действующих законодательных норм, КС признал, что в российских законах не предусмотрен в явной форме порядок участия самого населения в процессе перехода от одного способа формирования районного представительного органа (на муниципальных выборах) к другому (из представителей поселений).

КС РФ не исключает необходимости конкретизировать на законодательном уровне механизм изменения порядка формирования представительного органа муниципального района, включая возможность последующего возврата к избранию его депутатов на выборах.

В декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев внес в Госдуму проект федерального закона, предусматривающий использование пропорциональной или смешанной избирательной системы на муниципальных выборах в районах численностью депутатов не менее 20 человек. Законопроект направлен на реализацию положений послания Медведева федеральному собранию (оглашено 30 ноября 2010 года). Поправки были одобрены Госдумой в первом чтении 25 января 2011 года.

Рекомендуем:

  • Фотоистории