16+
Суббота, 19 августа 2017
  • BRENT $ 52.86 / ₽ 3119
  • RTS1027.85
24 мая 2011, 23:11

На развитие бизнеса остался год

Лента новостей

В Москве прошла бизнес-конференция, организованная радиостанцией Business FM и деловым порталом BFM.ru. Участники — представители бизнеса и независимые эксперты — обсуждали стратегии выхода на новые рынки

Сложный выбор пути для развития бизнеса? Картина В. М. Васнецова «Богатыри»
Сложный выбор пути для развития бизнеса? Картина В. М. Васнецова «Богатыри»

Радиостанция Business FM и деловой портал BFM.ru провели в Москве очередную конференцию для руководителей бизнеса. Она называлась «Современный бизнес в России. Стратегии выхода на новые рынки: возможности или угрозы?»

Есть ли смысл в современной экономической обстановке расширять бизнес? Какие сложности и угрозы ожидают компании на этом пути? Что нужно учитывать, чтобы не столкнуться с непреодолимыми препятствиями? На эти и другие вопросы попытались ответить участники конференции, делясь собственным опытом.

Главный экономист «Альфа-Банка» Наталия Орлова считает, что ситуация для расширения бизнеса в нашей стране сейчас достаточно благоприятная. И это несмотря на некоторые отнюдь не позитивные макроэкономические показатели: объем чистого оттока капитала из России в 2010 году составил 38,3 млрд долларов, незаконный вывоз капитала из России по итогам 2010 года — 37,6 млрд долларов; в банках сейчас избыточная ликвидность, а налоговая нагрузка на бизнес растет.

«Ситуация благоприятна, поскольку сейчас наблюдается высокий рост потребительского спроса. Он финансируется бюджетными ассигнованиями — накануне выборов социальные гарантии играют очень важную роль с точки зрения воздействия на настроения электората. Сейчас спрос растет особенно в сегменте недорогих потребительских товаров. А потому — для продуктовых ритейлеров, к примеру, в течение этого года и первой половины следующего складывается достаточно благоприятный фон», — объяснила BFM.ru Наталия Орлова.

В России потребительский спрос стимулируется в том числе на кредитные деньги. Банки в апреле увеличили кредиты физлицам на 2,9%. С начала года, в январе-апреле объем выданных физлицам займов вырос на 5,7%.

Наталия Орлова прогнозирует, что банки вскоре начнут смягчать требования к заемщикам при выдаче кредитов. «Налоговая нагрузка повышается, а значит, мы будем наблюдать «уход» заработных плат в тень, — поясняет свою точку зрения Наталия Орлова. — Для банков это очень большой вызов, потому что качество заемщика оценивают в том числе по уровню официальной зарплаты. Многие банки встретятся с новыми реалиями бизнеса. И им нужно будет пересматривать свои стандарты. Скорее всего, они должны будут поступиться своими жесткими требованиями и пойти навстречу потребителю. В секторе потребительского кредитования среди банков очень большая конкуренция».

Однако при развитии бизнеса в России компании неизменно сталкиваются с одной проблемой — высоким уровнем издержек. Сейчас он примерно сравним с аналогичным показателем стран третьего мира, в частности, африканских, рассказала BFM.ru Наталия Орлова. Взять к примеру соотношение стоимости подключения к сетям энергоснабжения и подушевого дохода ВВП. «В развитых странах, например, в Европе, этот показатель примерно равен тысяче. А в России — 45 тысяч. Это поразительно, что мы по этому показателю находимся на уровне страны третьего мира с неразвитой инфраструктурой», — говорит Орлова.

Это свидетельствует о том, что в России проблемы с инфраструктурой и уровень предложения сетей для подключения низок. Кроме того, этот показатель отражает и административные издержки, на которые, в частности, влияют и чиновники. «Инфраструктурные проекты можно реализовать. Но если к ним по-прежнему будут иметь отношение чиновники, то, скорее всего, стоимость подключения, а значит и издержки, не снизятся».

Для ритейла сейчас подходящее время для развития, соглашается управляющий директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Юрий Кобаладзе. Ранее компания объявила о планах по открытию магазинов в маленьких городах и поселках — с населением от 5 тысяч человек. «Но само состояние экономики, объем инвестиций не в лучшей форме. Поэтому любой, даже самый успешный бизнес все равно будет сталкиваться с неблагоприятной макроэкономической ситуацией», — признает он в интервью BFM.ru. Юрий Кобаладзе добавляет, что коррупция — это одна из основных проблем, мешающая развитию бизнеса в регионах. «Вместе с налоговой нагрузкой, несовершенством судебной системы. В Россию не идут капиталы [инвестиционные средства]».

Добавим, на российском рынке возможности для развития ритейла есть — как ранее оценивали BFM.ru эксперты, в стране сейчас освоено не более 40% от оборота всего продуктового ритейла — современного и «советского» образца. Самыми не освоенными регионами — значит, теоретически выгодными с точки зрения конкурентной среды — являются Сибирский федеральный округ и Приморье. На российском рынке сейчас наблюдается активный период слияний и поглощений. В декабре 2010 года X5 Retail Group объявила о покупке ТД «Копейка» у основного акционера — ФК «Уралсиб» Николая Цветкова — за 51,5 млрд рублей. Уже в этом году «Дикси» объявила о договоренности по покупке сети «Виктория» за 20 млрд рублей.

Что же касается игроков, стремящихся выйти на зарубежные рынки, то они сталкиваются с иными проблемами. Из России экспортировать что-то, кроме оружия, сырья, алкоголя и матрешек, крайне тяжело, заявил на конференции председатель правления ГК «Орими Трейд» («Принцесса Нури, «Принцесса Канди», «Принцесса Гита», Greenfield, TESS, кофе «Жокей» и Jardin) Сергей Касьяненко.

Компания в настоящее время работает в 20 странах. Касьяненко считает, что выход на новый рынок для российской компании означает практически создание бизнеса с нуля. Одна из причин, рассказал он BFM.ru, заключается в том, что отечественные производители опоздали на несколько десятков лет. Сейчас зарубежный рынок в основном сформирован и уже поделен между участниками.

«Зарубежный рынок как-то жил 80 лет без наших товаров. Наоборот, Советский Союз еще со времен СЭВ очень много закупал сам. И то, что мы делаем сейчас — это новые шаги на рынке, который уже сформировался и стабильно работает».

Для дальнейшего развития российского бизнеса и его экспансии за рубеж необходима помощь государства, а того, что делает правительство, сейчас недостаточно, считатет Касьяненко. В качестве примера он привел чайно-кофейный экспорт из России. Например, в Азербайджане — одном из крупнейших потребителей чая на территории СНГ — действует негласный запрет на импорт из России, рассказал Касьяненко. «Мы надеемся на то, что когда-нибудь правительства двух стран — России и Азербайджана — придут к решению этой проблемы. Кроме того, необходимо и использование других стандартных мер, с помощью которых правительства поддерживают своих экспортеров. Это может быть и помощь в участии в выставках, и поиске зарубежных партнеров, и в кредитовании, в разработке механизма страхования рисков экспортера», — говорит Сергей Касьяненко.

Рекомендуем:

  • Фотоистории