16+
Пятница, 4 октября 2024
  • BRENT $ 78.28 / ₽ 7439
  • RTS932.22
24 августа 2011, 11:07 Политика

Медведев хочет «зафрендить» Ким Чен Ира

Лента новостей

Россия, не страшась репутационных потерь, рассчитывает договориться с Северной Кореей о строительстве газопровода в Южную Корею

Встреча двух глав на территории военного гарнизона «Сосновый бор» в Заиграевском районе Бурятии. Фото: РИА Новости
Встреча двух глав на территории военного гарнизона «Сосновый бор» в Заиграевском районе Бурятии. Фото: РИА Новости

Южнокорейская газета The Korea Herald писала на этой неделе: «Не нужно быть гением, чтобы понять причину визита Ким Чен Ира в Россию: ему срочно нужна экономическая помощь». Сложнее понять, зачем этот визит самой России. Президент Медведев специально отправился в Улан-Удэ, чтобы встретиться с одним из самых одиозных в мире диктаторов на фоне того, как на другом конце земли, в Триполи, жгут портреты и разрушают изваяния другого диктатора, Муаммара Каддафи.

Если истоки такого равнодушия к репутационным рискам со стороны российского руководства не объясняются законами логики, то, по крайней мере, место встречи объяснить достаточно просто. Ким Чен Ир унаследовал от своего отца Ким Ир Сена (а тот от Сталина) паническую боязнь к самолетам, поэтому перемещается на бронепоезде, который был подарен Сталиным Киму-старшему. Не исключено, что в Кремле решили стыдливо назначить встречу в бурятской глуши, дабы не подвергаться мировому осмеянию и не подпускать бронепоезд к Москве, как уже случалось в начале правления Владимира Путина.

Медведев даже попытался обратить в шутку необходимость лететь ради встречи с Кимом за тридевять земель: «Это все наша страна, и тем более это не расстояние, когда речь идет о встрече с нашими партнерами, соседями», — заметил российский президент перед началом встречи.

Операция прикрытия отчасти удалась. Британская газета The Guardian накануне сопроводила статью о прибытии Ким Чен Ира в Россию снимком южнокорейского агентства Ренхап с подписью: «Поезд Ким Чен Ира в Улан-Удэ», между тем как на красном локомотиве состава явственно читается логотип РЖД. В действительности Ким Чен Ир прибыл к нам на зеленом поезде, в чем могут убедиться наши читатели.

Официально темой переговоров в Улан-Удэ должен стать неординарный проект российского газопровода в Южную Корею, который должен пролегать по территории Кореи Северной. По данным южнокорейских СМИ, это может принести Киму до 100 млн долларов в год.

Балык – хорошая пища

Пока Ким дожидался в Бурятии прибытия российского президента, он совершил увлекательную экскурсию по живописным окрестностям Байкала и побывал в селе Турка. По сведениям ресурса «Байкал-Daily», перед приездом дорогого северокорейского гостя местная полиция ходила по домам и зачем-то переписывала их обитателей поголовно.

Хлебом-солью встречают северокорейского лидера на станции Бурея в Амурской области, где сделал остановку его бронированный поезд. Фото: РИА Новости

Высокий гость также проявил неподдельный интерес к российским продуктам питания, которые обозрел в гипермаркете «Мегатитан» бурятской столицы. Там он допросил руководителя торгового комплекса, в частности, о том, сколько видов растительного масла предлагается покупателям. Услышав, что десять, Ким снисходительно улыбнулся, похвастав, что в Северной Корее — 26. Возможно, он имел в виду закрытые распределители, в которых отоваривается партийная номенклатура. Далее, по сведениям «Байкал-Daily», Ким Чен Ир потребовал продемонстрировать ему балык. Принесли балык. Ким зачем-то потрогал рыбу руками и лаконично отметил: «Хорошая пища».

Особую радость северокорейского руководителя вызвало посещение винно-водочного отдела; там ему показали местную водку на байкальской воде, но пхеньянский гость почему-то обрадовался привозной: «Увидев рядом на стойке «Русский стандарт», северокорейский лидер оживился, видимо, этот бренд был ему уже знаком».

Ким Чен Ир входит в бронированный вагон. Фото: РИА Новости

Делясь своими впечатлениями от визита Ким Чен Ира в гипермаркет, байкальский журналист замечает: «К удивлению персонала Титана и улан-удэнцев, торговый комплекс не закрывался, покупатели не выводились из зала…»

Северная Корея не Украина

Главному редактору журнала «Россия в глобальной политике» Федору Лукьянову принадлежит остроумное сравнение Северной Кореи с Украиной в том смысле, что если проект с прокладкой газопровода через северокорейскую территорию когда-нибудь реализуется, то на границах России появится еще одна транзитная страна, от капризов которой будет зависеть судьба экспорта отечественных энергоносителей.

Если Москву такая перспектива почему-то не беспокоит (подумаешь, еще один обходной «поток» построим, после «северного» и «южного» — «восточный»), то в Сеуле к ней относятся без всякого энтузиазма. Газета The Financial Times со ссылкой на источники в южнокорейском правительстве пишет, что строительство газопровода, а также другой проект — железная дорога, которая соединит российскую и южнокорейскую железнодорожные сети, — не столько станут инструментом сближения двух Корей, сколько орудием шантажа в руках Ким Чен Ира. Пока суть да дело, южнокорейцы, которые уже сегодня являются одними из крупнейших в мире импортеров сжиженного газа, расширяют круг потенциальных поставщиков этого вида топлива.

Россия — наименьшее зло

Что касается возможностей России достичь каких-либо договоренностей с Ким Чен Иром, которые еще к тому же будут соблюдаться, то аналитики выражаются на этот счет весьма обтекаемо. FT приводит слова российского эксперта по Северной Корее Андрея Ланькова, который ныне работает в Сеульском университете: «Россия хочет позиционировать себя как хороший посредник. С северокорейской точки зрения, Россия — наименее неприемлемый, наименее опасный из крупных игроков». При этом г-н Ланьков говорит, что он скептически оценивает возможность реализации совместных экономических проектов с северокорейцами, будь то строительство газопровода или железной дороги.

FT, которая утверждает, что влияние Москвы на Пхеньян «драматически улетучилось с момента окончания холодной войны», напоминает о судьбе последней российской дипломатической инициативы в отношении Северной Кореи. В апреле 2009 г. глава российского МИД Сергей Лавров прибыл в Пхеньян, чтобы попытаться вернуть Ким Чен Ира за стол шестисторонних переговоров. Лавров еще не успел вернуться в Москву, как его инициатива была в демонстративной форме отвергнута северокорейским лидером.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию